« Предыдущая Следующая »

Истина, какая она есть

Прочитано: 1980 раз(а)

Джафар аль-Хади


Истина, какая она есть


Истина, какая она есть

Автор: Джафар аль-Хади

Перевод: Малики Ибрагимовой

Заказчик: Отдел переводов

Редактор: Алмат Абсаликов

Корректор: Ифтихар Мухаммадов

Издатель: Всемирная ассамблея Ахл аль - Байт

Год издания:2007

Тираж: 3000 Издательство: «Итимад»

ISBN: 964-529-202-5

www.ahl-ul-bayt.org

E-mail: info@am-ul-bayt.org

Все права защищены

7

 

Вступление

 

Богатое наследие, оставленное семейством Пророка, спасенное от исчезновения их последователями - образец универсальной религиозно-правовой школы, вобравшей в себя различные аспекты исламского познания. Ученые, воспитанные семейством Пророка, основали многие науки, и преподнесли исламскому обществу убедительные ответы на различные вопросы и критические замечания со стороны мазхабов и сект исламского и неисламского происхождения.

Всемирная ассамблея Ахль аль-Бейт, в соответствии с взятыми на себя обязательствами, выступила в защиту религии и исламской идеологии, которая противостоит оппозиционным Исламу, течениям и сектам. Всемирная ассамблея Ахль аль-Бейт на этом священном пути считает себя последователем истинных учеников школы Ахль аль-Бейт, которые неустанно опровергали сомнения и критику, старались быть первыми на этом пути, на любом отрезке времени согласно требованиям той эпохи, в которой жили. Огромный опыт, накопленный в этой области, запечатлен в книгах шиитских ученых, и поражает своей непревзойденностью. Ведь их опыт основывается на логических доводах и аргументах, отличается непредвзятостью. Эти книги обращены к специалистам, ученым и мыслителям, пробуждая разум и здравый смысл и направляя его к истине. Всемирная ассамблея Ахль аль-Бейт старается представить ценнейший опыт в виде серии из исследовательских работ и трудов писателей современников, последователей семейства Пророка, а также книги тех, кто по воле Аллаха встали на этот путь. Ассамблея также исследует и публикует произведения ранних ученых и выдающихся шиитских богословов, чтобы эти источники были доступными для всех, стремящихся открыть для себя истину.

Надеемся, что уважаемые читатели будут присылать нам свои предложения и замечания, и будут поддерживать связь с нами. Также приглашаем все организации, ученых, переводчиков к сотрудничеству во благо распространения чистого Ислама. Просим у Аллаха принять наши старания и удвоить их посредством своего наместника имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие). Здесь хотелось бы выразить свою благодарность господину Шейху Джафару аль-Хади за авторство и Ибрагимовой Малике за проделанный перевод и поблагодарить всех тех, кто поспособствовал выходу в свет издания, в частности коллег в Отделе перевода.

Отдел культуры, Всемирная ассамблея Ахл аль-Бейт.


 

 

 

Предисловие

 

«Мы установили вас народами и племенами, чтобы вы познали друг друга»[1]

 

Религия Ислам была ниспослана людям в то время, когда народы мира были разъединены, испытывали вражду и вели войны, убивая друг друга. Однако, вскоре благодаря обучению и знаниям, которые пришли вместе с Исламом, содействие пришло на место вражды, дружба вместо ненависти. Образовалась исламская нация, которая преподнесла миру величайший образец нравственности и самосовершенствования. Исламская религия покровительствовала знаниям, и учёные вставали под защиту религии от всякого тирана и деспота, тем самым наука стала уважаемой среди народов и даже в глазах тиранов и деспотов.

Мусульманская умма несмотря на различие рас, мнений, культур и обычаев, достигла высот благодаря единству и стремлению к знаниям. Поистине, достаточно единства в основных принципах и идеологии, предписаниях и сакральных канонах, тогда разногласия частного характера как различие в традициях, языках, национальностях отходят на второй план.

Так было до тех пор, пока среди мусульман не возникли разногласия и не произошел раскол, после чего к власти пришли тиранические правители, ставившие личные интересы превыше общественных и религиозных. Единство и взаимопонимание покинули ряды мусульман, и в их сердца проникла ненависть, отдельные группы стали обвинять других в неверии, повсюду распространилось разногласие. Умма потеряла бывшее величие, и тираны ввели её в унижение. Враги вторглись в мусульманские страны, расхитили их богатства, развязали непрерывные войны и столкновения в Андалузии (Испании), Багдаде, Бухаре, Самарканде, Шаше (Ташкенте) и в настоящее время в Палестине, Афганистане, Ираке.


 

 

 

Умма зовет о помощи

 

Аллах возжелал, чтобы мирские дела разрешались посредством самих людей. Ключ разрешения проблемы уммы в её руках. На сегодняшний день, исламская умма подвергнувшись вражеским нападкам, должна отбросить в сторону раздоры и ненависть друг к другу, объединиться против общего врага и укрепить связи, несмотря на различие мазхабов. Мусульмане одинаково принимают Коран и сунну в качестве источника, имеют единую идеологию (единобожие, пророчество, вера в Судный день), выполняют предписания Ислама (молитва, пост, хадж, закят, джихад, запретное и дозволенное). Испытывают любовь к Пророку и имамам, и вражду к их врагам. Они имеют лишь незначительные разногласия относительно вышеперечисленного.

Умма похожа на пальцы руки: тем, что все они несмотря на различную длину, ширину, вид, едины в основании и соединяются в одной кисти. Умма похожа на тело: части тела выполняют различные функции и разнообразны по виду, но едины как одно тело. Ни, для кого ни секрет, что раньше ученые различных исламских мазхабов (религиозно-правовые школы) жили не враждуя друг с другом, приходили на помощь друг другу, комментировали книги один другого, учились друг у друга, подтверждали мнения друг друга, позволяли повествовать от их имени хадисы из их книг и мазхаба, совершали молитву один под руководством другого, наставляли друг друга, переходили в другой мазхаб, жили в мире и согласии, словно нет между ними разногласий. Если и были критические замечания в адрес другого мазхаба, то научно обоснованные и достойные. В истории существует немало доказательств подобного сотрудничества. Мусульманские ученые приложили всевозможные усилия на пути подобного культурного сближения и согласия.

Не представляет большой сложности проведение дискуссий с участием ученых, которые в свою очередь, проявляя искренность и доверие, анализировали бы существующие разногласия и, посредством обоюдных доводов, разрешали бы свои проблемы. Всем известно, что общие моменты и принципы, объединяющие мусульман, гораздо сильнее и точнее в отличии от их разногласий. Именно это и должно способствовать их сближению. Данная работа есть шаг на этом пути.


 

 

 

Имамитский джафаритский мазхаб (шиизм)

 

1. На сегодняшний день имамитский или джафаритский мазхаб объединяет большое количество мусульман, их число составляет одну четвертую исламской уммы. Исторические корни шиизма восходят к возникновению Ислама. Существуют предания, указывающие на то, что, когда была ниспослана сура «Байина», а точнее аят: «Поистине те, которые уверовали и творили доброе, это - лучшие творения».[2]Тогда Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) положил руку на плечо Али (да будет мир с ним) и в присутствии сподвижников сказал: «О, Али, ты и твои последователи - лучшие творения». (См. «Тафсир ат-Табари», «Джами аль-Баян», «Тафсир Дурр аль-Мансур» алламе Суйути Шафии, «Тафсир рух аль-Ма'ани» Алуси Багдади Шафии к комментарию вышеуказанного аята). Своё название шииты получили согласно данному аяту и хадису к толкованию этого аята, также их относят к имаму Джафару Садыку по причине их следования его фетвам и фикху.

2. Большое количество шиитов проживает на территории Ирана, Ирака, Азербайджана, Пакистана, Индии и Афганистана. Также они проживают повсеместно небольшими группами - в странах Персидского залива, Турции, Сирии, Ливана, России, республиках бывшего Советского Союза, Англии, Франции, Америке, Африке и Западной Азии. Шииты имеют там свои мечети, научные и культурные центры.

3. Шиитами являются представители разных рас и народностей, которые живут в мире и согласии с другими исламскими мазхабами. Содействуя друг другу во всех сферах, полные искренности и доверия, начиная с самого начала ниспослания небесного откро­вения о том, что: «Верующие - братья»[3] и согласно аяту: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности»,[4] следуя словам Пророка: «Мусульмане - единая рука»[5] и «Верующие, как одна плоть»[6].

4. Шииты наполнили страницы исламской истории примерами доблести и отваги в защите Ислама и исламской уммы. Они образовывали на протяжении истории государства, которые внесли большой вклад в развитие исламской культуры, искусства, науки.

Невозможно отрицать вклад шиитских ученых и мыслителей, которые принесли в мир великие научные открытия, новые культурные идеи, и высокие нравственные принципы. Они преподнесли миру и Исламу, в частности, сотни и тысячи больших и малых книг по тафсиру, хадисоведению, идеологии, фикху и «усул» (методологии права), исламской морали, наукам «дирая» и «риджал» (части наук хадисоведения), философии, нравственности, основам исламского государства и социологии, литературе и языку, медицине, физике, химии, алгебре, астрономии и другим наукам. Шиитские ученые являлись основоположниками многих наук. (См. книги: «Та'сисуш шиа ли улумил ислам» Ас-Садра; «Аззария ила тасаниф аш-шиа» Ага Бузурга (29 томов); «Кашф аззунун» Афанди; «Муджам аль-муаллифин» Кухала; «Аянуш-шиа», Мухсина Амина аль-Амули и др. книги.)

5. Шииты верят в Аллаха - Единого, Вечного, который не рожден и не родил и не имеет себе равного. Они отрицают телесность Бога, Его обусловленность местом, временем, стороной, также отрицают Его изменение, движение, возвышение, нисхождение и все то, что не соответствует Его величию, и святости, совершенству и красоте Аллаха. Они убеждены, что нет божества, кроме Аллаха, власть и шариат лишь в Его руках. А язычество (ширк) в любом его виде и проявлении, скрытом или явном - великое зло и грех.

Шиитская идеология опирается на разум, аргументируемая на коранических аятах и достоверных хадисах Благословенного Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!). Шииты в области убеждений не следуют слабым хадисам, передатчиками которых или посредниками в их приведении были иудеи, враждующие с Исламом и мусульманами. Людьми, которые внешне приняли Ислам, но, с определённой целью приводили хадисы, приписывая их Пророку, которые явно противоречили традиции Пророка Ислама. Как, например, хадисы, приписывание Аллаху человеческого облика, приравнивающие Его к творениям, или приписывающие Ему неправедность, зло, бессмысленные поступки, от совершения которых Он пречист и далек. Также шииты отрицают предания приписывающие Пророкам прегрешения, пороки, прелюбодеяния.

6. Они верят в то, что Всевышний Аллах - Справедливый, Мудрый. Сотворив по справедливости и мудрости, Он не создавал попусту вещей: ни камня, ни растения, ни животного, ни человека, неба и земли. Вера в то, что Аллах создавал бы без определённой причины и пользы творения, противоречит божественной мудрости, что приводит к отрицанию справедливости Аллаха, согласно которому доказывается наличие любого совершенного качества у Него и отрицается любой изъян.

7. Также шииты верят в то, что с момента появления жизни на земле, Аллах, согласно мудрости и справедливости, ниспослал человечеству Пророков и Посланников. Верят в их непорочность, обширное знание, полученное ими посредством откровения свыше, т.е. от Аллаха. Они были избраны на эту миссию для руководства людьми, чтобы помочь достичь желаемого совершенства и наставить их на путь повиновения, который ведет в рай и к божественной милости и довольству. Самыми великими из них были: Адам, Нух, Ибрахим, Иса, Муса и другие Пророки, о которых упоминает Коран и благословенная сунна.

8. Шииты убеждены в том, что тот, кто повинуется Аллаху, выполняя Его предписания и законы в жизни, достоин восхваления и награды. И поистине тот, кто ослушается и предаст забвению божьи законы, понёс невосполнимый урон и обречён на гибель, хоть он и благородный курейшит (согласно хадису от Пророка). Шииты убеждены, что час награды и наказания - Судный день, когда будет подведен счет и распределение добрых и злых деяний, после того, как души пройдут могильные муки и пребудут в чистилище, («барзах» - мир после смерти), шииты отрицают тасанух (переселение душ), в который верят отвергающие Судный день и потусторонний мир.

9. Шииты следуют самому наилучшему и последнему из Пророков, завершающему цепь пророчества - Мухаммаду ибн Абдулле ибн Абдель Муталлибу (да благословит Аллах его и его семейство!)[7]. Аллах сохранил его от ошибок и совершения больших и малых грехов, до начала посланнической миссии и после, в деле распространения Ислама и частной жизни. Ему был ниспослан Священный Коран, который является вечным законом для человечества. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) в свою очередь выполнил миссию наилучшим образом, приложив все свои усилия на этом пути. В области описания его жизни, быта, особенностей характера и проявления им божественных знамений шииты отличались от других течений Ислама написанием сотен томов книг. (Среди них можно выделить книги «Иршад» шейха Муфида, «И'лам аль Вара» Алам аль Худа Табарси, «Бихар аль Анвар» Маджлиси, «Маусуат аррасул аль мустафа» сейида Мухсина Хатами).

10. Шииты убеждены, что Священный Коран, ниспосланный Пророку ангелом Джабраилем, был собран группой авторитетных сподвижников. Одним из первых сподвижников собравших Коран при жизни Пророка по его указу и руководству был Али ибн Абу Талиб, мусульмане выучили его текст на память, сохранили, сосчитали слова и буквы, суры и аяты. Коран передавался из поколения в поколение, текст которого до сих пор читают неустанно ночью и днем все мусульманские мазхабы. В нем не существует вставки или вырезки, искажения или изменения. Шиитскими богословами на эту тему написано огромное количество книг. ( См. книги «Тарих аль куран» Занджани, «Аттамхид фи улумил куран» Мухаммада Хади Марифата и др.).

11. Шииты убеждены, что Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) перед смертью назначил Али ибн Абу Талиба своим наместником и имамом мусульман после себя, чтобы он руководил их политическими и духовными делами, разрешал проблемы, продолжил их воспитание и совершенствование. Пророк по указу Аллаха провозгласил о наместничестве Али, в местечке, называемом Гадир Хум, в последние годы своей жизни, по возвращении из последнего хаджа. В тот год очень много мусульман совершило хадж вместе Пророком, согласно некоторым преданиям число паломников составляло более 100 тысяч человек. Тогда было ниспослано много аятов[8].

1. «О, Посланник! Передай то, что низведено тебе от Твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Поистине, Аллах не ведет прямо людей неверных!»[9]

2. «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией».[10]

3. «Сегодня отчаялись те, которые не веровали в вашей религии; не бойтесь же их, а бойтесь Меня».[11]

4. «Спросил вопрошающий о наказании, падающем, на неверных, - нет для него отклоняющего».[12]

Пророк велел присутствующим присягнуть Али. Все выполнили указ Пророка, первыми присягнули самые авторитетные сподвижники - мухаджиры. (См. «Аль Гадир» Аллама Амини, в котором указываются многие исламские источники, тафсиры и исторические книги).

12. Шииты убеждены в том, что имам должен выполнять то, что выполнял Пророк: как руководство, наставление, воспитание, обучение, разъяснение практических заповедей, разрешение сложнейших проблем, улучшение социального положения мусульман. Наместник Пророка должен быть таким, чтобы к нему испытывали доверие, а именно обладать качествами и особенностями, самого Пророка такими как непорочность, обширные знания, исключая принятие откровения от Аллаха. На том основании, что пророческая цепь завершилась Мухаммадом ибн Абдуллой (да благословит Аллах его и род его!) и принесённая им религия самая последняя из религий, его шариат самый последний из шариатов, книга - самая последняя из книг, после него нет иного пророка, религии, шариата, книги. (Относительно данной темы можете обратиться к многочисленным шиитским источникам).

13. Шииты убеждены, что мусульманская уммы нуждается в доблестном вожде и непорочном повелителе, который способствовал бы продолжению единства и сплочённости мусульман и всего человечества. Таким образом, укрепились бы основы Ислама и сохранились основы религии от искажения, ибо искажение и заблуждение преследуют любую божественную идеологию и систему. Таким образом, группа руководителей-имамов всегда будет предохранять мусульман от заблуждения и религию от искажения.

14. Шииты убеждены, что Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) согласно вышеприведенному доводу и мудрости свыше, по указу Аллаха назначил 12 имамов, о которых в разной форме упоминается в «Сахих» Бухари и Муслима, что все они из племени Курейш, однако их имена и особенности не приводятся. Итак, от Пророка повествуется: «Поистине религия не пребудет вечной, могучей, непобедимой, если не будет 12 предводителей и наместников из племени Курейш (или Бани Хашим, в некоторых книгах)». В других книгах, помимо суннитских Сихах, приводятся также их имена - имама Али и его семейства. Для объяснения этого хадиса в истории Ислама не существует иного примера, кроме убеждения шиитов в имамате 12 имамов. (См. книгу «Хулафа ан-наби» Хаири Бахрани).

15. Шииты убеждены в имамат и руководство 12 имамов. Ниже приведем их имена:

 

Имам Али ибн Абу Талиб (двоюродный брат Посланника Аллаха и его зять);

Имам Хасан и имам Хусейн (сыновья Али и Фатимы дочери Пророка, внуки его светлости);

Имам Али ибн Хусейн (Ас-Саджад);

Имам Мухаммад ибн Али (Аль Бакир);

Имам Джафар ибн Мухаммад (Ас-Садик);

Имам Муса ибн Джафар (Аль Казим);

Имам Али ибн Муса (Ар-Риза);

Имам Мухаммад ибн Али (Аль Джавад Ат-Таки);

Имам Али ибн Мухаммад (Аль Хади Ан-Наки);

Имам Хасан ибн Али (Аль Аскари);

Имам Махди (Аль Каим).[13]

 

Именно они являются Ахль аль-Бейтом (семейство Пророка, домочадцы), которое по указу Аллаха он назначил руководителями исламской уммы. Ввиду их непорочности от совершения грехов и обширных знаний, наследованных ими от их предка Посланника Аллаха, Всевышний велел любить их и следовать им. В Коране говорится: «Скажи: «Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним».[14] Также приводится: «О, те, кто уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми».[15] (Обращайтесь к книгам по хадисам, тафсиру, книгам о достоинствах имамов, приводимые в Сихах и др.)

16. Шииты убеждены, что пречистые имамы, за которыми в истории не зафиксировано какого-либо прегрешения или ошибки в поступках и словах, служили на благо исламской нации, обогатив культуру Ислама путем просвещения, и продемонстрировав мусульманам истинные принципы, в области убеждений, шариата, морали, тафсира, истории, эзотерики и ирфана. Они воспитали словесным и практическим примером группу праведных учеников, мужчин и женщин, чьи достоинства, знания и благочестие признаны всеми.

Хоть имамы рода пророка и находились под постоянным контролем со стороны властей, и были отстранены от политических действий и правления, однако смогли воспитать целую плеяду учёных и тем самым восполнить духовный пробел в мире после посланника Аллаха, сохранив, таким образом, идеологическую школу Ислама и основы религии от искажений и нововведений. Если бы им была дана возможность взять на себя политическое руководство, исламская умма - да и всё человечество - достигли бы истинного счастья, величия и совершенного великолепия. Исламский мир и всё человечество были бы объединены, и не существовало бы никаких разногласий, войн, споров, братоубийства, унижений и т.д. (См. книгу «Имам Ас-Садик вал мазахиб аль арбаа» Асада Хейдара, 3 тома и др.).

17. Шииты согласно вышесказанному, а также многим другим доводам разума, убеждены, что на основании Корана и сунны необходимо следовать Ахль аль-Бейту (да будет мир с ними) и их пути. Это путь, который начертали обозначил сам Пророк, завещая придерживаться этого пути в хадисе «Сакалайн», о подлинности которого нет сомнений. Его светлость (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Я оставляю среди вас две ценные вещи: Книгу Аллаха и Ахль аль-Бейт. Если будете придерживаться их, не впадёте в заблуждение». (Повествуется Тирмизи и многими хадисоведами и богословами в различных вариантах, см. трактат о хадисе Сакалайн, Вашнави, подтверждённый институтом Аль Азхар три десятка лет тому назад).

Наместничество встречается также у предыдущих пророков. (См. «Исбат аль Васийя» Масуди; книги хадисов, тафсиры, истории обоих мазхабов).

18. Шииты убеждены, что в идеологических вопросах необходимо вести дискуссии, проводить исследования, при этом не обвинять друг друга, не проклинать, и т.д. Ученые и мыслители всех религиозно-правовых школ должны проводить совместные научные конференции, проявляя искренность, анализировать представляемые шиитами-джафаритами коранические и логические доводы, предания, повествуемые от Пророка, принимая во внимание историю Ислама, политическое и общественное руководство во времена Пророка и после него.

19. Шииты убеждены, что сподвижники Пророка и те, кто был с ним, женщины и мужчины, истинно служили Исламу, жертвуя самым ценным, что у них было на пути его распространения и установления. Мусульманам необходимо почитать их, ценить их заслуги и быть довольными ими. Однако это не означает, что они все без исключения обладали справедливостью и то, что их некоторые поступки и деяния превыше того, чтобы подвергнуть их критике. Они были обычными людьми, которые допускают ошибки. В истории есть тому многочисленные примеры, как некоторые из них даже при жизни Пророка сбились с истинного пути, более того Священный Коран упоминает об этом в таких сурах как: «Лицемеры», «Сонмы», «Комнаты», «Запрещение», «Победа», «Мухаммад», «Покаяние». Критика сподвижников Пророка отнюдь не означает их обвинение в неверии. Так как, грань между верой и неверием обуславливается признанием и отрицанием единобожия и пророческой миссии, обязательных религиозных предписаний, как молитва, пост, хадж, запрет вина, азартные игры и др.Необходимо удерживать язык и перо от злословия, ибо мусульманину следующему традиции Пророка не подобает поступать подобным образом. Более того, сподвижники в своём большинстве были праведными и почтенными людьми. Подвергая некоторых из них критике, мы ссылаемся на историю Ислама, коранические аяты и сунну посланника Аллаха.

20. Шииты верят в ожидаемого имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие), согласно многочисленным преданиям, повествуемым от Пророка, он - потомок святой Фатимы и девятый потомок имама Хусейна Восьмой потомок имама Хусейна является имам Хасан Аскари который покинул этот бренный мир в 260 году по лунной хиджре и не имел детей, кроме одного сына одноименного с Пророком - имама Махди, чья кунья Абул Касим[16]. Чести встретиться с его светлостью удостоилась лишь группа правдивых мусульман, они рассказали о его рождении и особенностях, имамате, назначении его отцом имамом среди людей. Он был скрыт от людских взоров в пятилетнем возрасте, ибо враги хотели убить его, а также на основании божественного предопределения. Его пришествие будет в конце времени, он восстанет, чтобы установить исламское правление в Последнее Время и очистить землю от зла и разврата, после того как она будет переполнена ими. Что касается долгой жизни имама, то в Коране говорится, что Иса (да будет мир с ним) жив до сих пор, хотя со дня его рождения проходит вот уже 20 веков. Пророк Нух(да будет мир с ним) жил среди своего народа, призывая их к Богу 950лет. Пророк Хызр (да будет мир с ним) жив до сих пор. Действительно, Аллах всесилен над всякой вещью, Его воля извечна, нет ничего, что могло бы отрицать её или препятствовать ей. Разве относительно Пророка Юнуса (да будет мир с ним) Аллах не говорит: «И если бы только он не был из числа возносящих хвалу, то остался бы он в его животе до того дня, когда они будут воскрешены».[17]Самые авторитетные суннитские ученые признали рождение имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие) и его существование, и приводят имя его отца и его особенности:

1. Абдул Мумин Аш-Шабланджи Аш-Шафии, автор книги «Нур аль абсар фи манакиб Ахль аль-Бейт ан-набиил мухтар».

2. Ибн Хаджар Хейсами аль Макки Аш-Шафии в своей книге «Ас-саваик аль мухрика» пишет: «Его имя - Абул Касим Мухаммад Аль Худжжа. В момент смерти его отца ему было пять лет, однако Аллах воздал ему в его возрасте мудрость. Одно из других его имён - Аль Каим аль мунтазар (Тот, кто восстанет, ожидаемый)».

3. Аль Кандузи аль Ханафи, написавший книгу «Янаби аль мавадда», изданной в турецком городе Астане во времена Османской империи.

4. Сейид Мухаммад Сиддик Хасан Аль Кунуджи аль Бухари, автор «Изан лима кана ва ма якун байна ядай ас-саа».

Выше были указаны имена ранних ученых, ниже приведем высказывания других ученых.

Доктор Мустафа Ар-Рафии в книге «Наш Ислам», проанализировал спорный вопрос о рождении имама, опровергнув все существующие протесты на данную тему.

21. Шииты выстаивают молитву, соблюдают пост, выплачивают закят и хумс, совершают паломничество к божьему храму в священной Мекке, выполняют обряды малого и большого хаджа, - раз в жизни в обязательном порядке, и более того в виду желательности действия. Призывают к добродеянию, отстраняют от злодеяний, ведут дружбу с теми, кто дружит с Аллахом и Пророком, и враждуют с их врагами, совершают джихад на пути Аллаха, борясь с неверными и многобожниками, объявившими войну против Ислама. Шииты выполняют предписания экономического и социального характера, как бизнес и торговля, аренда, брак, развод, наследование, воспитание, женское одеяние. А также многое другое в соответствии с исламским шариатом, который предоставляют шиитские богословы - факихи путем извлечения фетв из Священного Корана, Благословенной сунны и достоверных преданий от имамов, разумных доводов, единогласия ученых.

22. Шииты считают, что каждая из обязательных молитв совершается в определенное время. А именно пять раз в день: на заре, в полдень, в послеобеденное время, на закате и ночью. Является желательным своевременное совершение молитвы, однако возможно выполнение обеденной и послеобеденной молитв, вечерней и ночной молитв вместе. Ибо, Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) делал так без какой-либо важной причины, например, болезни, во время дождя или в пути, что приводится в «Сахихе» Муслима и в других книгах, чтобы не отягощать мусульман, а облегчить выполнение молитвы, особенно это ощутимо в наш век.

23. Азан шииты провозглашают подобно всем мусульманам, с той лишь разницей, что после фразы «Спешите к благочестию» произносят: «Спешите совершить наилучшее из деяний». Эта фраза произносилась в азане, пока не исключил её Умар ибн Хаттаб по собственному желанию, он ссылался на то, что мусульмане, зная, что молитва - лучшее из деяний, не будут совершать джихад. (См. книги «Шарх Таджрид аль итикад», Аллама Аль Кушиджи аль Ашари, «Мусанниф», Аль Кинди, и «Канз аль уммал», Муттаки аль Хинди и др.).

Однако, Умар добавил к азану другую фразу: «Молитва - лучше чем сон», в то время как она не произносилась во времена Пророка. (См. книги по истории и хадисам.)

Богослужения и вступительная часть к ним в Исламе обозначены в священном шариате, в том смысле, что во всем необходимо основываться на определенный или обобщенный текст из Книги Аллаха и Сунны. В противном случае, это считается недействительным нововведением. Поэтому своевольное прибавление или убавление действий в богослужениях и во всех религиозных делах считается неприемлемым.

Однако относительно фразы: «Свидетельствую, что Али (да будет мир с ним) - друг Аллаха», произносимой шиитами после свидетельства о пророчестве Мухаммада, существуют предания от Пророка и имамов, что вслед за упоминанием «Мухаммад (да благословит Аллах его и семейство!) Посланник Аллаха» следует вышеуказанная фраза, также на вратах рая эти две фразы написаны вместе. «Али (да будет мир с ним) - друг Аллаха» означает, что шииты не признают Али пророком или (упаси Аллах) Богом и Господом. Следовательно, допустимо произношение данной фразы наряду с двумя свидетельствами в азане (о том, что нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад (да благословит Аллах его и семейство) Его посланник), с надеждой, что будет принята Всевышним.

Как утверждает большинство шиитских богословов и факихов, эту фразу не принято считать частью азана и её произношение не является обязательным. Таким образом, подобное добавление, которое не считается обязательной частью, как было сказано выше, не является нововведением, как те вставки, не имеющие основы в шариате.

24. Шииты совершают земной поклон в молитве на землю и всё, что из земли произрастает, кроме того, что употребляется в пищу и для ношения в виде одежды[18] и все то, что считается частью земли, согласно шиитским и суннитским преданиям, дошедшим до нас от Пророка. Сам Пророк (да благословит Аллах его и семейство!) совершал земной поклон на песок и на землю, более того приказывал мусульманам делать также. Однажды Билал Хабаши совершил земной поклон на край чалмы, защищаясь от палящего солнца. Тогда Пророк убрал с его лба чалму и сказал: «Совершай земной поклон на землю, о Билал». Также Пророк велел сподвижникам Сухайбу и Рибаху: «Совершай земной поклон на землю, о Сухайб. Совершай земной поклон на землю, о Рибах». (См. «Аль Бухари», «Канз аль уммал», «Аль Мусанниф», Абдур Раззак Ас-санани, «Суджуд алал ард», Кашиф аль Гита).

Посланник Аллаха сказал: «Земля установлена местом поклонения и средством для очищения».

Совершение земного поклона на землю и прикладывание лба к земле является наилучшим проявлением покорности и смирения пред Аллахом, ибо в этот момент человек вспоминает о своем начале, и из чего был создан. Разве Аллах не говорит: «Из нее мы вас сотворили и в нее вас вернем и из нее вас изведем другой раз».[19]

Земной поклон - это предел смирения пред Богом. Невозможно достичь совершенного смирения, поклоняясь, прикладывая лоб к молитвенному коврику, ковру, ткани, драгоценным камням. Его можно достичь, приложив самое почтенное место в теле человека - лоб, к самой бесценной вещи - песку. (См. «Аль Явакит вал джавахир», Шарани Аль Ансари Аль-Мисри, современный писатель).

Песок должен быть чистым (неоскверненным). Именно поэтому, шииты совершают поклон на плитку из земли, песка, чтобы во время молитвы быть уверенными в его чистоте. Песок может быть взят из благословенной земли, как земля Кербелы, в которой похоронен имам Хусейн (да будет мир с ним) внук Пророка. Подобно этому, некоторые сподвижники использовали камешки Мекки для землепреклонения, считая их благословенными. (См. «Аль Мусанниф», Ассанани)

Несмотря на это, шииты не придерживаются данного правила постоянно, а прикладывают лоб к любому чистому камню, так они совершают земной поклон на каменный пол и мраморные мозаики мечети Пророка в Медине и Божьего Храма в Мекке. Шииты не скрещивают руки во время молитвы, ибо Посланник Аллаха не делал этого. Не существует ни одного достоверного предания о том, что посланник Аллаха скрещивал бы руки во время молитвы. По этому поводу не существует достоверного и конкретного, ясно на то указывающего свидетельства из Корана и хадисов. В виду отсутствия свидетельства маликиты не скрещивают рук. (См. «Аль Бухари», «Муслим», «Сунан аль Бейхаки»; для большей информации о маликитской позиции на этот счёт обращайтесь к книге «Бидаят аль Муджтахид», Ибн Рушда Аль-Куртуби Аль-Малики и др.).

25. Шииты при совершении ритуального омовения омывают руки, начиная от локтей до кончиков палцев, но не наоборот. Они следуют имамам, имамы в свою очередь следовали Пророку. Семейство Пророка осведомлено больше чем кто-либо о том, как он совершал омовение. Действительно, он делал так, ибо слово «ила» (до) в аяте об омовении Коран, 5:6 трактуют как «маа» (т.е. «с», «вместе»), об этом пишет Аш-Шафии «Ас-Сагир» в книге «Нихаят аль мухтадж». Шииты обтирают головы и ноги вместо мытья ног согласно вышеприведенному. Также Ибн Аббас говорит: «Омовение состоит из двойного мытья и обтирания». (См. книги Сунаны и Маснады; тафсир Аль Фахра Рази в комментарии аята об омовении).

26. Шииты считают дозволенным временный брак согласно кораническому тексту: «А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению».[20] Мусульмане совершали это во времена Пророка до середины правления второго халифа Умара ибн Хаттаба.

Итак, временный брак является законным с точки зрения Ислама и похож на постоянный в некоторых особенностях, как:

A) Женщина не должна состоять в браке. Брак заключается с согласия обоих сторон женщины и мужчины.

Б) Обязательность выплаты денег женщине при постоянном браке - мехрие, при временном - определенная сумма, которую назначит женщина (согласно аяту).

B) Выжидание срока женщиной (идда) после развода с супругом.

Г) Выжидание срока женщиной после окончания срока. Принадлежность ребенка отцу. Женщина может иметь при этом не более одного супруга.

Д) Ребенок наследует отцу, матери, и наоборот.

Постоянный брак отличается от временного тем, что в последнем назначается срок, необязательно выплата денег на содержание и расходы супруги, супруги не наследуют друг другу, отсутствует бракоразводный процесс, ибо достаточно окончания назначенного срока, или прерывание срока, который был оговорен при заключении брака.

Причина существования подобного типа брака в Исламе состоит в том, чтобы те мужчины и женщины, не способные вступить в постоянный брак, кто отдалён от супруги, или вдовец, могли заключить законные, но обусловленные отношения. Временный брак может в первую очередь разрешить важнейшую социальную проблему, и препятствовать разврату и хаосу в исламском обществе.

Временный брак используется также в целях знакомства до женитьбы, чтобы избежать запретных по шариату встреч, разговоров. Подобный брак сможет уберечь от прелюбодеяния, и других случаев.

Во всяком случае, этот тип брака основывается на Коране и хадисах и того, что сподвижники Пророка выполняли временный брак, о чём свидетельствуют исторические данные. Если это было бы прелюбодеянием, то значит Коран, Пророк и сподвижники не запрещали этого и упаси Аллах, совершали это на протяжении некоторого времени.

Кроме того, упразднение временного брака не аргументировано кораническим текстом и преданиями и не существует ясно на то указывающего довода.1 Ко всему сказанному необходимо добавить, что, несмотря на то, что шииты и считают подобный брак дозволенным согласно Корану и сунне, однако предпочитают постоянный брак и создание семьи, которая является фундаментом прочного и здорового общества.

Здесь же отметим, шииты-имамиты, следуя Корану, сунне, школе и наставлениям пречистых имамов, относятся с большим уважением к женщине, признают её высокое положение. В шиизме в отношении женщины имеются высокого нравственного содержания предания от имамов о её положении, правах, в особенности, в сфере нравственного отношения к ней, праве на собственность, по поводу брака, развода, воспитания детей, грудного кормления, богослужения и сделок.

27. Шииты-джафариты считают недозволенным: прелюбодеяние, гомосексуализм, ростовщичество, убийство, употребление опьяняющих напитков, азартные игры, предательство, хитрость, обман, обвешивание, гнев, воровство, лукавство, музыку, танцы, обвинение, клевету, разврат, причинение страдания людям, злословие, использование проклятий и ругательств, ложь, прегрешение и другие большие и малые грехи. Они всячески стараются не грешить и удерживаются от запретных дел. Для этого они издают и распространяют в обществе исламскую литературу, кассеты на тему нравственности и самосовершенствования, участвуют в проповедях, пятничной молитве и т. д.

28. Шииты усердствуют в достижении высокой морали и нравственности, участвуют в проповедях, проводят собрания и церемонии в домах, мечетях, площадях по различным случаям и в особые дни. Кроме того, совместные чтения молитв высокого содержания дошедших до нас от Посланника Аллаха и имамов, такие как: молитва Кумейла, Абу Хамзы Сомали, молитва Самат, Джаушан Кабир, Макарим аль Ахлак, Ифтитах. Чтение молитв сопровождается искренним плачем. Атмосфера духовности и смирения царит в подобных собраниях. Слезы очищают души верующих, помогая, приблизится к Аллаху. (Молитвы были изданы недавно в одном сборнике молитв, также существуют и другие молитвенники).

29. Шииты уделяют особое внимание могилам и храмам Пророка и семейства его светлости, которые похоронены на кладбище Баки в Медине: имам Хасан имам Саджад, имам Бакир и Садик (да будет мир с ними). В Неджефе находится могила имама Али ибн Абу Талиба. В Кербеле покоится тело имама Хусейна (да будет мир с ним) его братья, дети, двоюродные братья и сподвижники, которые пали мученической смертью в день Ашуры, захоронены здесь же. В Самирре - могила имама Хади (да будет мир с ним) и Аскари(да будет мир с ним). В Казимейне(да будет мир с ним)- имам Джавад и Казим(да будет мир с ним). Все эти города находятся в Ираке. В иранском городе Мешхеде похоронен имам Риза (да будет мир с ним). В Куме, Ширазе (Иран) захоронены потомки, сыновья и дочери имамов, в Дамаске сестра имама Хусейна её светлость Зейнаб (да будет мир с ней) в Каире могила благородной Нафисы.

Шииты делают это из почтения к Пророку. Так как почтение семейства человека говорит о почтении к нему самому. Коран восхваляет семейство Имрана, Ясина, Пророка Ибрахима, Якуба, в то время как некоторые из них не были пророками, и говорит: «Как потомство одних от других».[21] Также Коран не возражает тем, кто решил: «Устроим мы над ними мечеть».[22]

Люди решили построить возле могил обитателей пещеры мечеть, чтобы молится в ней Богу. Однако Коран не называет их поступок язычеством. Верующий мусульманин поклоняется, совершая колено­преклонение и земной поклон, лишь Аллаху. Он выбирает для поклонения храмы святых и приближенных к Аллаху рабов, ввиду их святости. Как, например, святое и благодатное место в храме Господнем «Макам Ибрахим», о котором Аллах говорит в Коране: «И возьмите себе место Ибрахима местом моления».[23] Тот, кто прочтёт молитву у маками Ибрахима, в действительности молится Богу, но не макаму. Ритуал бега между горами Сафа и Марва - не означает поклонение горам.

Аллах избрал для Своего служения и поклонения благодатные и священные места, напоминающие нам о Нем. Дни и места обладают святостью, как день Арафы, земли Мина и Арафата и др.

30. Следовательно, шииты посещают могилы имамов и семейства Пророка из почтения к ним, подобно другим мусульманам, признающим положение Пророка Мухаммада и его семейства (да будет мир с ним)Посещая храмы, они возобновляют с ними скрепленный завет (следования их пути), помнят о том, ради чего имамы вели джихад и погибли на этом пути. Разве Пророк не сказал о Хамзе - погибшем мученической смертью: «Хамза, нет того, кто оплакивал бы тебя». Разве он не плакал по поводу смерти своего сына Ибрахима. Не он ли посещал кладбище Баки? Не он ли говорил: «Посещение кладбищ напоминание о потустороннем мире[24]». Действительно, посещая кладбища имамов из рода пророческого, новые поколения не забудут то, что они пожертвовали своей жизнью во имя Ислама и мусульман. Несомненно, это возродит в их сердцах дух мужества, преданности и мученической смерти на пути Аллаха.

Народы на протяжении истории человечества почитали своих предводителей, основоположников цивилизации, возрождали их праздники в том виде, в котором они проводились прежде. Это было для них причиной славы и величия, и привлекало другие народы к изучению их ценности. Именно поэтому Коран приводит истории предыдущих Пророков, святых и праведников.

31. Шииты используют посредничество Пророка и имамов, просят у них заступничества, чтобы Аллах ради них простил им грехи, исполнил просьбы, исцелил больного. Ибо, с точки зрения Корана это дозволено. «А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них Посланник, они нашли бы, что Аллах приемлет обращение, милостив».[25] «Ведь даст тебе Твой Господь, и ты будешь доволен»: т.е. Аллах воздаст тебе положение заступничества. Разве можно предположить, что Аллах позволил Пророку заступиться за грешников, быть средством разрешения их проблем, но в то же время остальные не имеют права просить его о заступничестве? Разве Аллах не привёл историю Пророка Якуба и его сыновей, когда они просили его о прощении содеянного: «Они сказали: «О, отец наш! Проси нам прощения наших прегрешений. Ведь мы были грешниками».[26] Пророк же не возразил им, ответив: «Он сказал: «Я буду просить прощения для вас».[27]

Недопустимо считать, что Пророк и имамы мертвы, и просить их о выполнении молитв бесполезно. Ведь, Пророки и Пророк Мухаммад (да будет мир с ним) живы, Аллах говорит в Коране о нём, что он свидетель, т.е. жив. «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас».[28] И сказал: «И скажи: «Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и Посланник Его и верующие!»[29]

Этот аят до Судного дня сохраняет своё значение, пока сменяют друг друга день и ночь, солнце и луна. Также Пророк и имамы погибли мучениками, а муче­ники согласно Корану живы и получают у Аллаха удел.

32. Шииты отмечают дни рождения Пророка Ислама и имамов и скорбят по случаю их смерти. На подобных церемониях упоминаются их достоинства, высокое положение, примеры из их жизни, деяния, приведенные в Коране и повествуемые в книгах.

На праздничных церемониях шииты воздерживаются от запретных дел, как смешение женщин и мужчин, употребление запретной еды и напитков, преувеличение положения Пророка и имамов[30] и другие запретные действия в Исламе.

33. Шииты используют в качестве первоисточников книги хадисов, переданные от Пророка и имамов, как «Аль Кафи» Кулейни, «Ман ла яхзуруху аль факих» шейха Садука, «Истибсар», «Ат-тахзиб» шейха Туси.

Необходимо отметить, что хоть эти сборники и содержат достоверные хадисы, но их авторы, или шииты не признают их за «Сахих», то есть абсолютно достоверные и правильные книги. Шиитские богословы и факихи изучают хадисы и после этого принимают достоверные хадисы, отклоняют слабые, принимают хадисы согласно правилам хадисоведения и науке «риджал» и «дирая».

34. Также в области убеждений, фикха, молитвы и морали, используют другие книги, в которых повествуются хадисы от имамов, как «Нахдж аль балага», собранная сейидом Рази, который собрал в ней проповеди имама Али (да будет мир с ним), письма и его краткие изречения.

«Рисалат аль хукук», «Сахифа Саджадие» от имама Саджада (да будет мир с ним), «Сахифа ал алавия» от имама Али (да будет мир с ним), «Уюн аль Ахбар» от имама Ризы (да будет мир с ним),«Ат-таухид», «Аль Хисал», «Илал аль Шарае», «Маанил ахбар» шейха Садука - являются одними из авторитетных источников.

35. Шииты используют также достоверные предания от Пророка, приводимые в суннитских книгах, без проявления фанатизма, о чем свидетельствуют их книги. В которых приводятся хадисы от сподвижников Пророка, его жен, рассказчиков хадисов, как Абу Хурейры, Анас и других, при условии достоверности предания, соответствия кораническому тексту, достоверным преданиям, разуму и единогласию ученых.

36. Шииты считают, что две вещи повлекли за собой проблемы исламского мира в прошлом и настоящем, это:

Во-первых, то, что имамы были отстранены от правления и руководства, невежество людей по отношению к познанию имамов рода пророка, в особенности их комментирование Корана.

Во-вторых, раскол, разногласие и вражда между исламскими мазхабами.

Поэтому, шииты всегда стремились к объединению исламской нации, считая всех мусульман своими религиозными братьями и уважая мнение ученых других мазхабов. Шиитские ученые всегда приводили мнения суннитских ученых в своих книгах. Подобно книге «Аль Хилаф» (фикх) шейха Туси, «Маджма' аль Баян» (тафсир) Ат-Табарси, одобренной виднейшими богословами Аль Азхара в Египте. «Тажрид аль и'тикад» (идеология) Насреддина Туси, комментиро­ванная Алааддином Аль Кувейшджи аль Ашари.

38. Виднейшие шиитские ученые считают необходимым диалог между учеными различных исламских мазхабов на тему идеологии, фикха, истории, взаимопонимания в событиях, происходящих среди мусульман сегодня. Подготовка почвы для сближения мазхабов, чтобы враги Ислама не смогли нанести удар, уничтожив весь Ислам и всех мусульман. Шииты не обвиняют в неверии тех мусульман, которые молятся в сторону киблы. Они не враждуют с ними, не допускают в их отношении неправедности и обмана, уважают мнение исламских мазхабов, считая деяния не принявшего шиизм правильными, если он поступал в соответствии со своим мазхабом относительно молитвы, поста, хаджа, закята, брака, развода, сделок и т.д. Шииты во всем мире живут с остальными мусульманами, как с братьями и родственниками.

Да, шииты не признают такие мазхабы, как бахаизм, бабизм, кадиризм, и подобные этим, более того враждуют и борются против них. Шииты используют в некоторых случаях, но не всегда, «такия», что означает отрицание или скрывание истинных религиозных убеждений. Это вполне соответствует Корану и оно распространено среди исламских мазхабов, применимое в трудных обстоятельствах. Такия используется, когда жизнь человека в опасности по причине его убеждений, также во имя сохранения единства мусульман.

38. Шииты считают, что одна из причин отсталости современного мусульманского мира - это регресс в научном, культурном, технологическом плане. Восполнить его возможно путем создания научных и культурных центров, институтов, высших учебных заведений, использования новейших достижений в области науки для искоренения проблем экономического, индустриального характера.

39. Шииты имеют связь со своими учеными и факихами посредством следования им в практических заповедях Ислама. В вопросах исламского права они обращаются к ним, и во всех жизненных ситуациях поступают согласно фетвам того или иного факиха.

Ибо, в шиитской идеологии факихи являются наместниками имамов и их поручителями. Они действуют независимо от государственного режима, и поэтому шииты весьма почитают их, доверяя им. Факихи финансируют и поддерживают учебные семинарии, где они первоначально получили знания, из денег хумса и закята, выплачиваемых мусульманами согласно предписаниям Ислама.

Шииты считают обязательным выплату хумса - одной пятой части с прибыли по истечению года, согласно неопровержимым доводам, часть которых также существует в хадисах Сихах и Сунан. (См. доводы шиитских ученых по этому поводу).

40. Шииты считают необходимым создание исламского государства, в котором все соответствует Корану и сунне, сохраняются права мусульман, поддерживаются дружеские связи с другими государствами, границы, гарантирована культурная, экономическая, политическая независимость. Чтобы мусульмане обладали величием, которого Аллах желает в Коране: «У Аллаха величие, и у Его Посланника, и у верующих».[31] А также: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы стоите выше, если вы из верующих!».[32]

Шииты считают, что Ислам, будучи универсальной религией, имеет точнейшую государственную систему. Ученым этой величайшей уммы необходимо собраться и провести дискуссии для того, чтобы преобразовать подобное государство, и вывести исламскую нацию из водоворота проблем. Аллах лучший помощник и покровитель!

Итак, это были самые значимые шиитские убеждения в области идеологии и шариата.

 



[1] Коран 49:13

[2] Коран, 98:7

[3] Коран, 49; 10.

[4] Коран, 5:2.

[5] «Муснад» Ахмада, том 1, стр. 215.

[6] Бухари, «Книга нравственности», хадис №27.

[7] Шииты после благословения и приветствия Пророка, согласно приказу его светлости упоминают его семейство, что приводится в некоторых сборниках «Сахих» и других книгах.

[8] Аяты сур Аль Маида и Мааридж.

[9] Коран, 5;67.

[10] Коран, 5;3.

[11] Коран, 5;3.

[12] Коран, 70; 1-2.

[13] Имена двенадцати имамов в своих стихах и касыдах упоминают великие арабские и другие поэты. Подобно Аль Хаскафи, Ибн Тулун, Фадл Ибн Рузбихан, Аль Джами, Аль Аттар, Аль Нишапури, Аль Маулави, которые были ханафитами и шафиитами.)

[14] Коран, 42;23.

[15] Коран, 9; 119.

[16] В суннитских книгах Сахих, а также в других шиитских и суннитских книгах от Пророка приводится, что он сказал: «В Последнее Время придет человек из моего семейства, чьё имя и кунья схожи с моим именем и куньей. Он наполнит мир справедливостью, подобно тому, как до этого он был переполнен злом».

[17] Коран, 37;143-144.

[18] Минеральные породы, кроме драгоценных и полудрагоценных камней.

[19] Коран, 20;55.

[20] Коран, 4;24.

[21] Коран, 3;34.

[22] Коран, 18;21.

[23] Коран, 2; 125.

[24] «Шифа ас-сикам», Ас-Сабаки Аш-шафии, стр. 107; подобный хадис содержится в Сунан ибн Маджа, том 1, стр. 117.

[25] Коран, 4;64.

[26] Коран, 12;97.

[27] Коран, 12;98.

[28] Коран, 2; 143.

[29] Коран, 9; 105.

[30] Гулув - переходить рамки дозволенного, в данном случае имеется в виду приравнивание кого-либо к Богу. Вера в то, что этот человек способен независимо от воли Аллаха что-нибудь совершить. Именно таковыми считали своих пророков иудеи и христиане.

[31] Коран, 63;8.

[32] Коран, 3;139.