« Предыдущая Следующая »

Карабах: восстановление попранной справедливости

Прочитано: 1731 раз(а)

Карабах: восстановление попранной справедливости

В эти дни вновь особую актуальность на международной арене приобрел карабахский вопрос. Мировое сообщество (и Россия в том числе) прекрасно осознает, что ситуация дольше не может оставаться в подвешенном состоянии. Теперь от главного посредника в урегулировании конфликта между договаривающимися сторонами - Российской Федерации - во многом зависит то, в какую сторону качнется маятник исторической справедливости, встанет ли Кавказский регион окончательно на мирные рельсы или же превратится в долго тлеющий очаг загнанного внутрь конфликта. Как считает глава АзерРос Союн Садыков, есть геополитические факторы, меающие России оказть решительное давление на армянскую сторону, которая, в свою очередь, пытается навязать Азербайджану неприемлемые условия мирного договора, фактически - создавая второй Туркманчай. Интервью с Союном Садыковым было опубликовано агентством AZE.AZ и приводится нами здесь как точка зрения аналитика, освещающая трудные вехи на пути пострения мирного Карабаха.

"Союн Садыков: Россия не может оказать давление на Армению.

Попытки армянского руководства навязать Азербайджану условия несправедливого мирного договора по нагорно-карабахскому вопросу тщетны, считает глава АзерРос.

Как сообщает AZE.az, Президент ФНКА АзерРос Союн Садыков прокомментировал Новости-Азербайджан ситуацию в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию, а также свое видение итогов казанской встречи.

- Как Вы считаете, в чем причина провала недавнего саммита в Казани с участием президентов России, Азербайджана и Армении?

- У России как главного посредника в карабахском урегулировании, имеются свои интересы в регионе, которые она намерена защищать. И в Азербайджане должны понимать, что какими бы ни были теплыми личные отношения Дмитрия Медведева и Владимира Путина с Ильхамом Алиевым, Россия не сможет заставить Армению отказаться от своих притязаний к Нагорному Карабаху, так как хочет сохранить свое влияние на Южном Кавказе с помощью Армении.

В настоящее время в Азербайджане нет российских войск, так как они были выведены из Азербайджана еще в 1993 году по требованию Народного фронта республики. Армения напротив никогда не требовала вывода российских войск, и до сих пор в городе Гюмри дислоцируется российская военная база. На позицию России в карабахском вопросе также влияет ее сложные отношения с Грузией. И в этих условиях Армения играет роль проводника российской политики на Южном Кавказе в противовес стремлению Грузии войти в НАТО и попыткам Азербайджана пойти на энергетический альянс с Западом.

Поэтому Россия не может оказывать давление на своего военного союзника - Армению. И руководство Армении, понимая это, ведет себя так самоуверенно. Пока у власти в Армении находятся выходцы из Карабаха (Кочарян, Саргсян и другие), Армения никогда не подпишет соглашения об изменении статуса оккупированных территорий. Так как эти политики-сепаратисты в свое время все сделали для того, чтобы развязать войну с Азербайджаном за Нагорный Карабах, и, в итоге, оккупировали пятую часть территории Азербайджана. За счет сепаратизма они же пришли и к власти в Армении.

Однако и политическая элита, и общественность Армении прекрасно осознают, что оккупация территорий суверенного Азербайджана не может продолжаться вечно, и ситуация рано или поздно все-таки изменится.

- Как Вы можете охарактеризовать отношения руководства Армении и Азербайджана с диаспорами своих соотечественников, проживающих за рубежом?

- Руководство Армении со своей диаспорой работает очень активно и конструктивно. Президент Саргсян и его окружение понимают, что политическая элита Азербайджана в настоящее время пока не намерена военным путем освобождать оккупированные территории. Но если в будущем война все же начнется, то отчасти ее исход будет зависеть и от позиции азербайджанской и армянской диаспор таких стран, как Россия, Франция, США и других.

Видимо, не случайно послы Армении за рубежом, сотрудники МИД Армении регулярно организовывают встречи президента Саргсяна с представителями армянских диаспор. В рамках официальных визитов президента Армении в Россию и другие зарубежные страны в обязательном порядке проводятся встречи с армянской диаспорой. Руководство Армении рассчитывает, что в случае войны с Азербайджаном получит от своей влиятельной диаспоры за рубежом и экономическую, и финансовую, и информационную помощь.

Очень надеюсь на то, что руководство Азербайджана также активизирует свою работу с азербайджанской диаспорой за рубежом, особенно, с азербайджанскими общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в России. Очень хотелось бы, чтобы президент Азербайджана в ходе визитов в Россию проводил отдельные встречи с руководством азербайджанских диаспорских организаций для того, чтобы познакомить диаспору с тем, какие общественно-политические процессы протекают в республике, как идет переговорный процесс по нагорно-карабахскому урегулированию, а также, чтобы способствовать решению вопросов по консолидации азербайджанской диаспоры.

- Насколько оправданно требование Армении о проведении референдума в Нагорном Карабахе о будущем статусе этой территории?

- На саммите в Казани, проведенном при посредничестве Дмитрия Медведева, Серж Саргсян выступил с требованием о проведении референдума в Карабахе. На мой взгляд, попытки официального Еревана диктовать Азербайджану условия подписания Рамочного мирного договора обречены на провал. Я уверен, что если проводить референдум, то это надо сделать не в Нагорном Карабахе, а в самой Армении. И желательно, чтобы этот референдум прошел с участием представителей Минской группы ОБСЕ. В бюллетени для голосования нужно включить два вопроса: Готовы ли избиратели Армении признать Нагорный Карабах территорией Азербайджана? Готова ли Армения к сотрудничеству с Азербайджаном? Интересно, как избиратели Армении ответили бы на эти вопросы. Я уверен, что итоги референдума в Армении сведутся к тому, что станет понятно, что простые люди устали жить в изоляции, и хотят мира с Азербайджаном. И заодно был бы получен ответ на вопрос: готовы ли армяне Нагорного Карабаха проживать совместно с Азербайджаном в рамках одной страны. Но, как Вы понимаете, это идет вразрез с теми армянскими политиками-сепаратистами, которые держат ситуацию под своим контролем.

Я уверен, что в Нагорном Карабахе необходимо восстановить автономию, которая была до 1988 года. Сейчас в Нагорном Карабахе живут только армяне, а азербайджанское население было изгнано из родных домов. Поэтому референдум в Нагорном Карабахе целесообразнее было бы проводить после того, как в свои родные места вернутся все азербайджанцы и представители других национальностей, проживавших там до 1992 года. В 1992 году в связи с событиями в Нагорном Карабахе отсюда вынужденно выехали азербайджанцы, русские, курды и др. национальности, все кроме армян. Судьба разбросала этих людей, ставших беженцами, по разным республикам бывшего Советского Союза. За прошедшие 19 лет у кого-то родились дети, внуки, эти дети обзавелись семьями, они, конечно же, и обустроились на новых местах. А ведь когда-то они и их родители жили в Нагорном Карабахе, который был их родиной и домом. Поэтому, говоря о необходимости восстановления демографического баланса, существовавшего в Нагорном Карабахе до 1992 года, нужно учесть и фактор рождения детей в семьях, изгнанных из Нагорного Карабаха в результате оккупации со стороны Армении. И если Саргсян говорит о «демократии» для жителей Нагорного Карабаха, то почему игнорируются права представителей азербайджанцев и других национальностей, проживавших некогда в Нагорном Карабахе?

- Как Вы оцениваете предупреждения Минской группы ОБСЕ и лидеров ведущих стран мира о том, что Азербайджан не вправе проводить спецоперацию по освобождению оккупированных Арменией азербайджанских земель?

- Такая позиция Минской группы ОБСЕ и ведущих западных стран вызывает по меньшей мере недоумение. Руководство Азербайджана выступило с предупреждением к мировому сообществу: если Армения и дальше будет отвергать справедливые требования Баку о безоговорочном освобождении территорий, то Азербайджан, как суверенное государство, в соответствии с международными нормами имеет полное право на проведение в отношении сепаратистов и экстремистов антитеррористической операции в семи районах Азербайджана, прилегающих к Нагорному Карабаху для того, чтобы восстановить там конституционный строй.

Любое суверенное государство имеет право на своей территории проводить необходимые меры по наведению конституционного порядка, чтобы обеспечить права и свободу своим гражданам.

Россия не брала разрешения у других стран на проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе для восстановления конституционного строя в Чеченской Республике. Также поступили бы с сепаратистами и в Испании, и во Франции, и в других странах мира.

Если Армения по-прежнему будет вести себя по отношению к соседней республике как оккупант, а армянские экстремисты и сепаратисты, живущие в Нагорном Карабахе, добровольно не сдадут оружие и не прекратят свою деятельность, то Азербайджан имеет полное право на освобождение своей территории с помощью регулярных войск. Считаю, что действия Азербайджана можно расценить так же, как в свое время СССР освобождал свои территории, оккупированные фашистской Германией. То же самое сделали европейские страны, когда боролись с оккупацией нацистской Германии.

- А как Вы оцениваете идею ввода миротворческих войск в регион армяно-азербайджанского конфликта?

- Международные миротворческие силы не нужны на территории Азербайджана, так как это уже ущемление суверенитета страны. Миротворцы должны быть размещены на границе Армении и Азербайджана, а вовсе не на границе Нагорного Карабаха с остальными территориями Азербайджана.

К примеру, миротворческие силы России долгие годы находились в Южной Осетии и Абхазии. Но нельзя путать Нагорный Карабах с Южной Осетией и Абхазией. В этих двух автономных образованиях проживают нации, у которых нет других территорий. Эти нации имели право на самобытность. Нельзя проводить параллель между Южной Осетией, Абхазией и Карабахом. Нагорному Карабаху не нужно самоопределяться, так как армяне уже самоопределились и у них есть суверенное государство Республика Армения.

- Некоторые наблюдатели усматривают взаимосвязь между переговорами по карабахскому вопросу и реализацией энергетических проектов «Южный поток» и «Набукко». Согласны ли Вы с такой оценкой и почему, на Ваш взгляд, Россия пока не получила от Турции «добро» на прокладку трубопровода по дну Черного моря?

- Я полностью согласен с тезисом о том, что карабахский вопрос тесно связан с энергетическими проектами. У Анкары была устная договоренность с Москвой о том, что Турция разрешит прокладку российского трубопровода в своих территориальных водах в Черном море лишь при условии, что Россия повлияет на Армению и убедит ее подписать мирный договор с Азербайджаном. Но, как видите, президенту Медведеву не удалось убедить Саргсяна пойти на уступки.

Кроме того, в Анкаре рассматривают во взаимосвязи прокладку труб по дну Черного и Каспийского морей. Как Вы знаете, Москва фактически выступает против строительства трубопровода по дну Каспия в рамках проекта «Набукко». И хотя «Набукко» не так важен для Турции с точки зрения энергетических потребностей страны - «Голубой поток» уже обеспечивает внутренние нужды Турции в природном газе. Тем не менее, проект «Набукко» важен для Турции с точки зрения превращения этой страны в главный энергетический перекресток для доставки газовых ресурсов Каспия и Центральной Азии в Европу. «Набукко» также очень важен для стран Центральной Азии, в частности, Казахстана, Узбекистана и Туркмении, так как действующий российский трубопровод не может освоить весь объем экспорта газа стран Центральной Азии.

Между тем Россия никак не может найти общий язык с США и ЕС, которые полностью поддерживают проект «Набукко» и довольно сдержанно оценивают проект «Южный поток». На активизацию позиции Запада в отношении «Набукко» повлияла также трагедия на японской АЭС в Фукусиме. После этой трагедии мировой спрос на природный газ повысился, потому что многие развитые страны, в том числе Германия, решили поставить крест на своих АЭС и будут отказываться от использования АЭС.

- Может ли Запад без разрешения России проложить трубу по дну Каспия?

- Может. Ведь, невзирая на протесты России, Запад осуществил военную кампанию в Косово, затем в Ираке и Ливии. К сожалению, после распада СССР роль России в решении глобальных проблем стремительно снижается.

- Какую национальную политику Россия должна вести внутри страны?

- Россия должна определить свою национальную политику. Если руководство страны не будет пресекать попытки неонацистов использовать в своих интересах «русский вопрос», то в стране может быть создана взрывоопасная ситуация. Наглядный пример – события на Манежной площади в Москве 11 декабря 2011 года, когда националисты, организовали массовые беспорядки, выдвигая антикавказские и антимусульманские лозунги. Нельзя забывать, что Россия – многонациональная страна, и почти пятая часть населения России – мусульмане.

- Может ли Россия по уровню жизни догнать страны Запада или хотя бы приблизиться к ним?

- Россия по своим природным ресурсам является богатейшей страной мира. Но, как ни странно, большая часть населения страны живет за чертой бедности, а в ряде депрессивных регионов России люди находятся на грани выживания, потому что зарплата у них в четыре-пять раз меньше, чем у жителей Москвы и Санкт-Петербурга. И это притом, что цены и услуги в этих регионах лишь немного ниже, чем в двух столицах. России надо в первую очередь решать проблему бедности и восстанавливать социальную справедливость. Как может средний россиянин, живущий за чертой бедности, спокойно смотреть на то, что топ-менеджеры энергетических госкомпаний по итогам года выписывают себе бонусы в размере 15 и даже 20 млн. рублей?

Нужно также побороть коррупцию, которая, как ржавчина, подтачивает наше общество. Пока у России есть эти проблемы, она не может считаться великой страной. Иметь огромную территорию – не означает быть великой страной. Великая страна – это когда у нее есть цивилизованные политические и экономические рычаги, значительные финансовые ресурсы.

Соединенные Штаты Америки – великая и богатая страна. К примеру, американцы могут себе позволить иметь профессиональную армию, потому что у них выделяются достаточные средства для вооружения и содержания этой армии. США могут направить свои войска в Ирак, Афганистан и Ливию.

А Россия не может пока избавиться от проблем, связанных с призывом в армию. Мы не можем обеспечить жильем офицеров, верой и правдой прослуживших своей родине более 20 лет своей жизни. Население России ежегодно сокращается на 1 млн. человек. Это как если бы умирал целый город. Россия нуждается в мигрантах. В стране много нерешенных проблем...

<...>


Г.Ханмамедов
AZE.az


адрес полного текста новости: http://www.aze.az/news_soyun_sadykov_rossiya_61616.html"