Санкт-Петербургская религиозная община Мусульман-шиитов (джафаритов)

Прочитано: 132 раз(а)

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Санкт-Петербургская религиозная община

Мусульман-шиитов (джафаритов)

 

  1. Особенности вероучения

Как и все мусульмане, мы верим в то, что Бог — Творец всего окружающего мира — Един, и нет различия ни между Его пророками — да будет с ними мир!, ни между Его Откровениями в плане искренности и чистоты призыва к поклонению Всевышнему Создателю и воспитанию в людях самых возвышенных добродетелей. Поэтому мы верим в божественность миссии всех пророков и посланников, включая хазрата Мухаммада (С)*, последнего из них, а также — Ису (Иисуса), Мусу (Моисея), Ибрахима (Авраама), Нуха (Ноя) и Адама — да пребудет со всеми ними мир! Священный Коран говорит в подтверждение миссии предыдущих посланников:

 

وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ

И Мухаммад — никто иной, как посланник, перед которым приходили (другие) посланники

Сура «Аали Имран», аят 144

ذَلِكَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ قَوْلَ الْحَقِّ الَّذِي فِيهِ يَمْتَرُونَ

Это — Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), (ниспосланный) как Слово Истины, о котором они препираются

Сура «Марьям», аят 34

أَلَمْ يَأْتِهِمْ نَبَأُ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ قَوْمِ نُوحٍ وَعَادٍ وَثَمُودَ وَقَوْمِ إِبْرَاهِيمَ وَأَصْحَابِ مَدْيَنَ وَالْمُؤْتَفِكَاتِ أَتَتْهُمْ رُسُلُهُم بِالْبَيِّنَاتِ

Ужели не дошли до них вести о тех, кто был раньше — народе Нуха (Ноя), адитах и самудянах, народе Ибрахима (Авраама) и обитателе Мадйана опрокинутых? — являлись к ним их посланники со знамениями разъясняющими!

Сура «Ат-тауба», аят 70

وَقَالَ مُوسَى يَا فِرْعَوْنُ إِنِّي رَسُولٌ مِّن رَّبِّ الْعَالَمِينَ

И сказал Муса (Моисей): Поистине, я — посланник от Господа миров!

Сура «Аль-а'раф», аят 104

 

И наряду с этим мы верим в божественное происхождение всех небесных писаний, включая последнее из них — Коран, а также — Инджиль (Евангелие), Забур (Псалтирь) и Таурат (Тору). Священный Коран говорит в подтверждение прежних писаний:

 

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لَسْتُمْ عَلَى شَيْءٍ حَتَّى تُقِيمُوا التَّوْرَاةَ وَالْإِنجِيلَ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ

Скажи: о, Люди Писания, вы не будете стоять ни на чем, покуда не станете соблюдать Таурат (Тору) и Инджиль (Евангелие), а также то, что ниспослано вам от Господа вашего (т. е., заповеди Священного Корана)

Сура «Аль-маида», аят 68

 

Мы признаем грядущее воскресение в Судный День в конце нашего мира и жизнь вечную, в которой каждому воздастся по его заслугам в жизни нынешней.

Помимо этих основных положений, шиитское вероучение имеет два основополагающих отличия.

Первое отличие — вера в Справедливость (Адалят). Мы безоговорочно признаем и свидетельствуем, что Всевышний Творец — Преславен Он — Всемогущ и волен поступать по Своему соизволению. Однако, при этом мы верим и в то, что Господь Сам избрал для Своего творения — Вселенной и всего, что в ней — путь Справедливости, и Сам, по Своей воле, поступает справедливо со своими рабами, призывая и нас к тому же в отношениях друг с другом. Как говорит по этому поводу Священный Коран:

 

فَمَا كَانَ اللَّهُ لِيَظْلِمَهُمْ وَلَكِن كَانُوا أَنفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ

И не поступал Аллах с ними несправедливо, но они сами с собой поступали несправедливо

Сура «Ат-тауба», аят 70

О том, что Аллах не творит несправедливости к людям, а они сами несправедливы с себе, также говорится во множестве других аятов, например: 3:117, 16:33, 29:40, 30:9

 

Справедливость должна проявляться в отношениях как с мусульманами, так и с иноверцами, поскольку нам заповедано, что человеческое братство бывает двух видов: братство по вере и братство по роду человеческому. Даже если человек и не относится к нашей вере, он все равно несет на себе высокое звание человека, подобно каждому из нас. Шииты никогда не забывают об этом и должны стремиться поступать со всеми окружающими справедливо, так, как хотели бы, чтобы поступали и с ними.

Поэтому в Санкт-Петербурге шиитская (джафаритская) мусульманская община является одной из известных благотворительных организаций, оказывающих помощь и поддержку детским домам для детей-инвалидов, ветеранам Великой Отечественной и других войн, молодым талантам, нуждающимся в развитии и продвижении своих творческих успехов. Также немало усилий прилагается шиитами на содержание города в чистоте и порядке — как в финансовом плане, так и в виде добровольного общественно полезного труда, на организацию мер по предотвращению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, охране национальной безопасности России и противодействию всем видам экстремизма.

Второе отличие — вера в Имамат, как назначенное Самим Богом безгрешное руководство мусульманами после кончины святого Пророка Мухаммада (С). Безгрешный имамат как необходимое руководство подтверждается многими местами из Священного Корана, в частности:

 

 

يَوْمَ نَدْعُو كُلَّ أُنَاسٍ بِإِمَامِهِمْ

В тот День (т. е., в Судный День) Мы призовем всех людей по их имаму

Сура «Аль-исра», аят 71

 

Принадлежность к партии сторонников имамов (да будет с ними мир), в противоположность сторонникам узурпаторов и тиранов, нашла свое отражение в самоназвании шиитов (от арабского слова шиа, что означает «партия» - так Посланник Аллаха (С) называл преданных сторонников его семейства (Ахл-уль-Бейт, или «Люди Дома (Пророка)»), к которому и относятся безгрешные имамы). Первым имамом был двоюродный брат и зять пророка Мухаммада (С) — Имам Али (А), первый мужчина после Пророка (С), принявший новое откровение Ислама, последним в роду Имамов, согласно джафаритскому учению, был и остается двенадцатый имам Мухаммад Аль-Махди (А), который более тысячи лет назад ушел в Великое Сокрытие и должен явиться в конце мира в виде справедливого и безгрешного вождя для всего человечества, чтобы наполнить его добром и справедливостью в той же мере, в какой до этого он был исполнен тирании и притеснения. До его пришествия, которое должно совпасть со вторым пришествием Хазрата Исы (Иисуса Христа (А)), шииты не ставят своей задачей непременное построение идеального мусульманского государства, понимая невозможность ее реализации в отсутствие идеального руководителя, а сконцентрированы на духовном совершенствовании и глубоком познании мусульманских и светских наук — экономики, философии, логики, истории, теологии, языкознания, естествознания и прочих — с тем, чтобы иметь возможность в полной готовности встретить рассвет грядущего Века Справедливости. Особый акцент делается шиитами на обеспечение прочных социальных и экономических позиций своей общины. Мы верим в то, что, стремясь походить на наших безгрешных имамов, прежде всего, от нас требуется являть живой образец трудолюбия, стремления к получению образования, карьерному росту во всех сферах приложения наших трудов и, как следствие, материальному и духовному благополучию для себя и окружающих.

  1. Особенности ритуальных практик

Достижение гармонии со Всевышним и с самим собой, как мы верим — несложная задача, если человек осознает присутствие в нем Искры Божией — фитры, или нетленной частицы, которая отвечает за его совесть и местопребывание в будущей вечной жизни. Человек, находящийся в таком гармоничном духовном состоянии, способен легко переносить все жизненные трудности, идеальным примером чего служит жизненный путь всех имамов, каждый из которых (кроме последнего, ожидаемого Махди) прошел дорогой мученичества, воссоединившись с Творцом. Эта участь имамов-наследников святой безгрешной династии была предопределена в Священном Коране следующими словами:

 

وَنُرِيدُ أَن نَّمُنَّ عَلَى الَّذِينَ اسْتُضْعِفُوا فِي الْأَرْضِ وَنَجْعَلَهُمْ أَئِمَّةً وَنَجْعَلَهُمُ الْوَارِثِينَ

И желаем Мы оказать Свою милость тем, которые были притесняемы на земле, и сделать их имамами, и сделать их наследниками

Сура «Аль-касас», аят 5

 

Несмотря на все притеснения со стороны халифов-узурпаторов, отстранивших шиитских имамов (да будет с ними мир) от светской власти в мусульманской общине, они не утратили своей неотъемлемой духовной власти над искренне верующими, оставив им в наследство величайшие труды, как наставление в праведной жизни, после Священного Корана. Так, например, имамом Али (А) был оставлен труд «Путь красноречия» («Нахдж-уль-балага»), сборник проповедей, философских речей, писем и афоризмов, равного которому по красоте изложения не знает человеческое перо. Имам Саджжад (А) оставил сборник молитв («Ас-сахифат-ус-Саджжадийа»), по праву именуемых «Псалмами Ислама», ибо нет им равных по проникновенности молитвенного чувства, испытываемого всяким, кто с искренним сердцем обращается с ними к Господу. Имамом Джафаром Ас-Садиком (А) были оставлены тысячи и тысячи преданий (хадисов), а также систематизированы философские и доктринальные основы шиитского вероучения, в рамках которых мы продолжаем жить и сегодня, поэтому наша современная шиитская школа (мазхаб) также получила наименование Джафаритской. И это — только капля в море, только крупица в великой сокровищнице знаний и мудрости, являющейся достоянием всех шиитов.

Среди шиитов приняты общемусульманские ритуалы, такие как совершение ежедневного пятикратного намаза (регулярной молитвы), паломничества в Мекку (хадж), соблюдение поста в месяц рамадан. Шиитами отмечаются основные мусульманские религиозные праздники – День окончания поста в рамадан (тюрк. – «Ураза-байрам») и День жертвоприношения (тюрк. – «Курбан-байрам»), в который нуждающимся по традиции раздают мясо заколотых жертвенных животных, в память о жертвоприношении Авраама (Ибрахима) (А) – этот библейский эпизод нашел свое повторение и в кораническом сюжете.

Однако, некоторые моменты в шиитских практиках отличаются. Так, например, размер обязательной милостыни в пользу бедных исчисляется не как 2,5% от дохода, а как одна пятая от излишков – хумс (араб. «хумс» - «пятая часть»). Кроме ураза-байрам и курбан-байрам, шиитами отмечаются собственные праздники и траурные даты. К таковым относятся дни рождения и дни смерти имамов, в числе которых выделяются первые десять дней мусульманского лунного года (ашура), связанные с трагической гибелью имама Хусейна (А). В эти дни проводятся особые траурные мистерии, разыгрываются спектакли, воссоздающие события того далекого времени. С историей имамата связаны и отдельные ритуальные сооружения шиитов – хусейнии (от имени имама Хусейна(А)), в которых, в отличие от мечетей, проводится не только чтение намазов, но и чтение вслух религиозных текстов догматического или исторического содержания, как, например, жизнеописания непорочных имамов. По традиции, на гробницы имамов (превращенные в крупные культовые сооружения) также совершается паломничество (зиярат, что по-арабски означает «посещение»). Во время зияратов читаются особые молитвы, призывающие на верующих благодать во имя святых (тавассуль). Тавассуль и зияраты относятся к характерным отличительным чертам религиозных шиитских практик.

  1. Духовная иерархия шиизма

Высшим духовным руководителем и наставником шиитов был и остается имам своего времени (араб. - Имам-уз-заман). Священный Коран подтверждает, что в каждую эпоху у людей должен быть свой имам, по которому в Судный День и будет распознана община праведных:

 

يَوْمَ نَدْعُو كُلَّ أُنَاسٍ بِإِمَامِهِمْ

В тот День (т. е., в Судный День) Мы призовем всех людей по их имаму

Сура «Аль-исра», аят 71

 

Да, действительно, когда земля переполнилась людскими грехами, а мусульмане (за исключением незначительного меньшинства, составлявшего едва ли одну десятую от их общего числа) предпочли отказаться от назначенного Богом безгрешного правления, выбрав для себя тиранию халифов-узурпаторов, последний Имам (А) оказался вынужден уйти в Великое Сокрытие. Это означает, что, хотя ему и даровано чудо сверхдолгой жизни до наступления последних времен нашего мира, он, в то же время, не является лично к своим верноподданным для осуществления непосредственного руководства. Тем не менее, это не служит основанием для утверждения о бесполезности его лидерства. Те, кто так говорит, не понимают самой сути имамата, заключающейся не только в том, чтобы получать непосредственные указания из уст верховного руководителя. Даже при явном руководстве далеко не у всех есть такая возможность. Суть имамата — в том, чтобы Безгрешная Личность (А) служила живым полюсом мира, воплощенной совестью человечества. Помимо дара свердолгой жизни и своей непогрешимости, имам — такой же человек, как и все остальные. Поэтому безгрешность имамов не означает их физической неспособности грешить, а свидетельствует о величайшей стойкости и прозорливости в отношении возможных последствий греха. Это позволяло имамам устоять перед лицом всех соблазнов — и если это удавалось им, то — теоретически, путем совершенствования своей души — доступно каждому из нас. Если имам нашего времени так живет и сегодня, значит, возможность вести безгрешный образ жизни остается актуальной для каждого и в данный момент. Какая при этом разница, видим ли мы нашего имама перед собой или он находится в сокрытии?

В своей повседневной жизни мы пользуемся измерительными приборами — весами, линейкой и т. п. Мало кому из нас приходилось при этом задумываться, что где-то в определенном месте планеты, сокрытые от чужих глаз (например, в Палате мер и весов в городе Севре) находятся эталоны метра и килограмма. Практически никто не имеет возможности их созерцать, но именно их существованием мы обязаны тем, что проводим точные измерения весов и расстояний. Если бы не было этих идеальных образцов, то все измерения творились бы на свой лад, пошли бы вразнобой, и мы не построили бы ни одного прямого здания, и на рынке не осталось бы ни одного не обвешенного, ни одного не обманутого покупателя! Так ли нам важно видеть перед собой эталоны каждый день? Важно лишь то, что они существуют, и наши прямые и прочные дома, наши точно взвешенные компоненты лекарств, наши точно пригнанные детали часов, автомобилей, прочей важной техники, служат доказательством жизненной необходимости их существования для человечества. А если это справедливо для материальных мер и весов, не логично ли предположить необходимость такого же идеала в духовной жизни? И, точно так же, никакого значения не имеет, является ли этот идеал для нас видимым или незримым. Само наличие в мире добра и праведности среди людей служит доказательством существования их живого критерия — Сокрытого Имама (да будет с ним мир). Тот, кто понял это положение, уже в значительной степени является шиитом.

Тот факт, что имам своего времени служит эталоном и воплощенной совестью человечества, подтверждается словами Священного Корана:

 

وَكُلَّ شَيْءٍ أَحْصَيْنَاهُ فِي إِمَامٍ مُّبِينٍ

И всякую вещь сочли Мы в явном Имаме

Сура «Йа Син», аят 12

 

С другой стороны, все вышесказанное не освобождает шиитскую общину от необходимости ведения текущих дел — риутальных практик, образовательных и социальных программ, и т. д. Поэтому последний имам (А), уходя в великое сокрытие, заповедал, что власть в шиитской общине на этот период будет принадлежать ученым, глубоко понимающим исламские науки (или, по-арабски, факихам). Им же принадлежит и привилегия руководить богослужениями, то есть – исполнять функции, исполняемые в других конфессиях священнослужителями. Таким образом, мусульмане вообще (и шииты в частности) не имеют особой категории духовенства, посвящаемого в сан, роль духовенства исполняют обычные гражданские лица, решившие посвятить часть своей жизни непосредственно религиозному служению. Как следствие, с точки зрения религиозного законодательства, мусульманское духовенство не имеет никаких ограничений в  правах по сравнению с остальными верующими, как и все остальные мусульмане, оно пользуется полным спектром гражданских прав и свобод, предоставляемых им в стране проживания. Это касается и свободы вступления в брак и расторжения брака, и свободы ведения предпринимательской деятельности, и свободы слова, печати и прочих. С другой стороны, на мусульманское ( в т.ч. – шиитское) духовенство, как и на рядовых членов общины, распространяется весь набор обязанностей, налагаемых государством на своих граждан, и здесь также нет никаких дополнительных ограничений в силу их конфессиональной принадлежности.

  1. Шиизм в современном мире и в России

Географически мусульмане-шииты составляют основную массу населения Азербайджана, Ирана, Бахрейна и Южного Ливана, большинство населения Ирака, Ферганской долины в Узбекистане, значительную часть населения Горно-Бадахшанской автономной области в Таджикистане и пограничных областей Афганистана (хазарейцы), также шиизм исповедуют 20% жителей Пакистана, крупные шиитские общины имеются на территории Китайской Народной Республики. На территории Российской Федерации значительный шиитский анклав исторически имеется в г. Дербент (Дагестан), также Ислам в его шиитской трактовке исповедуется в ряде сел Поволжья и Северного Кавказа и, разумеется, в интернациональных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург. В частности, в обеих российских столицах сложилась исключительная ситуация, когда, в результате значительного притока мигрантов, в том числе — из Азербайджана, мусульмане-шииты в этих городах стали представлять собой большинство от общей численности проживающих в них мусульман.

5. Наша миссия

Религиозное объединение шиитов Санкт-Петербурга началось в 1993 году.

На протяжении без малого двух десятилетий своего существования община выросла не только в численном, но и в социальном плане, превратившись из объединения для проведения религиозных ритуалов в серьезный благотворительный и просветительский институт. Нашими представителями были сделаны существенные финансовые пожертвования на благо города, в котором мы живем, на заботу о ветеранах войны и детях-инвалидах. Также, используя нашу компетенцию в религиозных вопросах и социальную роль в жизни крупнейших национальных диаспор Санкт-Петербурга, мы прилагаем немало усилий в деле предотвращения национального и религиозного экстремизма. Наши эксперты являются организаторами и участниками множества научных конференций и семинаров на самом высоком уровне, посвященных истории нашей религии и роли Ислама и мусульман в современном государстве. Также нашими усилиями с языков оригинала — арабского, персидского, азербайджанского и других — переводятся на русский язык лучшие произведения шиитской мысли и художественной литературы, как древности, так и современности.

Девизом каждого шиита и нашим общим социальным кредо являются:

 

 

*Примечание:

Краткие аббревиатуры после имен пророков и имамов читаются следующим образом:

(С) — Салла-Ллаху алайхи ва Аалихи, или, по-русски, «Да благословит Аллах его и его род»,

(А) — Алайхи-с-салаам, или, по-русски, «да будет с ним мир».