« Предыдущая Следующая »

Шиитское возрождение: перспективы и трудности

Прочитано: 1729 раз(а)

Шиитское возрождение: перспективы и трудности

 Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного

Мусульманский мир переживает общий подъем религиозных настроений. Это — факт, заставляющий ориенталистов говорить о феномене мусульманского ренессанса, хотя, признаться честно, речь пока не идет о возрождении всего комплекса религиозных наук и инструментов, а лишь о подъеме популярности религии Ислама в народе, которая, в свою очередь, может также легко пойти на спад, не будучи подкрепленной прочими факторами: политическими, экономическими и — главное — духовно-философскими. Строятся мечети и открываются хусейнии, работают медресе и издаются массовыми тиражами книги: внешние успехи шиитского возрождения в мире вообще и в нашем городе, Петербурге, в частности - очевидны, однако, можем ли мы говорить о том, что с полной эффективностью реализуем свой духовный потенциал?

На то, чтобы задуматься над этим вопросом, меня натолкнула неожиданная встреча с азербайджанскими братьями, проживающими неподалеку от моего дома. Совершенно случайно узнав меня на улице, они сказали, что постоянно читают статьи, публикуемые на нашем сайте, и, конечно же, я не мог не поинтересоваться их мнением и встречными предложениями по улучшению качества нашей работы, в качестве постоянных читателей. Особенно приятно мне было услышать в ответ, что хотя (и это естественно!) материалы воспринимаются по-разному: какие-то — просты и очевидны, какие-то — сложны и требуют для понимания привлечения дополнительных источников, тем не менее, наш брат (очень молодой человек) сказал, что с каждым материалом старается разбираться подробно. Если что-то неясно сегодня, будет понятно завтра. И исходя из этих слов, я сделал для себя однозначный вывод: подлинное шиитское возрождение в Петербурге будет!

Мы много спорили с нашими братьями, в России, Ираке и других странах, с чего начинать процесс исламского призыва. Некоторыми была высказана точка зрения о том, что слишком запутанные философские выкладки могут отпугнуть читательскую аудиторию и не привлекать в Ислам многих из тех, кто ищет свои духовные корни, но пока не готов разбираться со сложными проблемами. Кто-то из зарубежных братьев даже высказал точку зрения на то, что в России пока вообще не требуется исламская литература академического уровня (например, книги по исламской экономике М.Бакир Ас-Садра и т. п.), что прежде всего нужно сосредоточиться на правильном совершении ритуалов. При всем уважении, мне приходится категорически возражать против такого мнения. И последняя беседа (которую я воспринимаю не иначе как знак, посланный свыше) убеждает меня еще раз в правоте занятой позиции.

Мусульманская шиитская аудитория Петербурга хочет настоящего, высокого Ислама, того Ислама, который бережно хранился нашими Имамами (А), и с которым так усердно боролись буквалисты из числа омейядов и аббасидов. В своем стремлении сделать из мусульман послушных рабов, эти узурпаторы не гнушались никакими методами, в том числе — искажением религии Аллаха, превращением ее в подобие секты, где лишь совершаются механически заученные ритуалы, где нет никакой глубокой мысли, а есть лишь смирение — но не похвальное мусульмаснкое смирение перед Всевышним Аллахом, а низменное смирение перед правителями-тиранами и собственным невежественным рабским положением. Но — хвала Всевышнему Аллаху! - духовная школа, систематизированная имамом Джафаром Ас-Садиком (А) и продолженная его Непорочными Преемниками (А) пережила все испытания и дошла до нас во всей своей полноте, несмотря на тиранию и гнет, несмотря на то, что все это время мы были в меньшинстве и даже потеряли своего видимого Имама (А), который вынужден был из-за множества людских грехов и лицемерия большинства, именующих себя мусульманами, стать незримым в эпоху Великого Сокрытия.

Все, что от нас требуется теперь — это приготовиться во всеоружии встретить явление Скрытого Имама (А), который наполнит Землю добром и справедливостью. Что значит быть во всеоружии? Значит иметь необходимый запас знаний для борьбы с невежеством и тиранией, с бесправием и рабством. Потому что наш долг — быть помощниками в великом деле Имама Махди (А), в котором он рассчитывает на нас ради нас же самих. Дело не в том, будет ли дело Имама (А) торжествовать. Конечно же, оно восторжествует и без нашей помощи, если так предназначено Всевышним Аллахом. Дело в том, будем ли мы сами готовы дать перед Всевышним ответ за то, какова степень нашего участия, каков наш личный вклад в него. Поэтому мы не имеем права останавливаться ни перед какими трудностями на пути освоения самого широкого спектра как современных, так и древних знаний.

В этой связи мне понравилась табличка в одном спортивном зале: «Помни: в тот час, когда ты не тренируешься, тренируется кто-то другой, чтобы побить тебя». Давайте помнить, братья-шииты: пока мы боимся осваивать сложные дисциплины и углубляться в философию нашей же собственной традиции, в полемике, риторике и философии упражняются наши идеологические противники, атеисты и сектанты разных мастей, чтобы смутить наш разум и сбить нас с прямого пути служения Всевышнему.

Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. На днях мне попалась на глаза статья, опубликованная летом прошлого года интернет-порталом «Ислам сегодня» (http://islam-today.ru/article/3818/). Название статьи говорит о том, что она посвящена разбору одного из ключевых вопросов исламской веры — вопросу о предопределении, в зависимости от ответа на который многие принимают самое главное решение: стоит ли верить во Всевышнего и поклоняться Ему? - а уже потом наступает очередь всех остальных вопросов. Статья так и озаглавлена, кстати: «Зачем поклоняться, если все предопределено?». Статья предваряется ничем не подтвержденным утверждением, которое автор, очевидно, принимает за аксиому: "Люди могут задать вопрос – зачем вообще поклоняться, если все предопределено? Если участь человека – быть ему верующим или неверующим - уже решена, зачем тогда поклоняться, зачем совершать ‘ибадат, зачем вообще что-то делать, если уже все предопределено, кем я буду в ахирате?" В частности, в ответ на поставленный в вопрос, там говорится:

«Ученый Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит удивительные слова... если человек не будет совершать грехи в этой жизни, будет стараться быть праведным, то наказание ему будет меньше, даже если он умрет неверующим. Поэтому в этом – в совершении благих деяний – есть польза даже для неверующего. А для верующего тем более польза поклонения очевидна.»

Воистину удивительные слова! То есть, получается (искренне верю, что это — мнение лишь незначительной части ахл-ус-сунна), что даже если человеку Аллах предопределил быть неверующим и пойти в ад, ему лучше совершать поклонение, чтобы смягчить наказание. Далее — как производная — встают два естественных вопроса:

Первый: если Аллах Сам предопределил человеку быть неверующим (сохрани Господь!), то разве будет в принципе справедливо Ему же посылать за это человека в джаханнам? (К счастью, мы, шииты, верим в то, что Бог — Справедлив (Адиль), и это — один из столпов нашей веры).

Второй: Если все предопределено, то не логично ли предположить, что не только тот факт, будет ли человек верующим или неверным, но и то, какие поклонения он будет совершать ради смягчения наказания, также предопределено Всевышним Аллахом? Тогда в чем польза увещеваний, которыми буквально пронизан Священный Коран, и в чем смысл ниспослания Пророков и Посланников (С) как милости Аллаха для миров? В чем польза, наконец, именно этой разбираемой нами статьи, также носящей увещевательный характер? Именно с этой позиции, кстати, шиитские ученые (Табатабаи, Дж. Субхани и другие) конструктивно критикуют позицию джабаритов (сторонников жесткого предопределения), близко к которой стоят и современные ваххабиты.

В пояснение вышесказанного процитированный ученый продолжает еще более удивительными словами:

«Второй момент –никто из нас не знает, как он умрет. Никому из нас не было сказано , что ты умрешь верующим или ты умрешь неверующим. Поэтому в этом хикмат, мудрость Аллаха, что будущее скрыто от нас, иначе бы люди расслабились.»

То есть, поскольку мы не знаем что для нас предписал Всевышний, у нас складывается впечатление, будто мы обладаем свободой воли, и поэтому, в контексте сказанного, не должны обижаться на несправедливость наказания. Ведь нам представляется будто это мы сами творили свои грехи, а не Всевышний нас к этому принудил. Сохрани Аллах от такой ереси! Это — ничто иное, как обвинение Всевышнего Аллаха в двуличии, Который, по их мнению, Сам же принуждает к совершению грехов и Сам же открыто не признается в этом, сваливая вину на людей из-за их невежества. Такая точка зрения несовместима с чистой верой в Справедливого Творца, и, будучи озвученной от имени Ислама, способна отвратить множество людей от религии Аллаха.

С другой стороны, отвечая оппоненту языком Священного Корана и подтверждая необходимость миссии ниспосланных Аллахом пророков и посланников (С), мы невольно сталкиваемся с иным вопросом:

Если человеку дана определенная свобода воли, чтобы он мог нести ответственность за свои поступки, то не ограничивает ли это абсолютную свободу воли и власть Всевышнего? Уживаются ли вместе две свободы и две власти? Где компромисс между жестким предопределением и неограниченной свободой, где золотая середина, о которой говорил имам Джафар Ас-Садик (А)?

Невозможно дать вразумительный ответ на этот вопрос в рамках линейного мировосприятия. Только современная математика и физика, оперирующие понятиями нелинейности и многомерности времени, в состоянии предоставить нам инструмент для формулировки надлежащего вывода.

Прибегая к этому научному аппарату, мы и разрешили данный вопрос обстоятельно, разместив на нашем сайте соответствующую статью (о судьбе и предопределении) и сняв по ней видеоролик, который сейчас достаточно популярен в интернете, будучи скопирован множеством ресурсов. Поэтому нет смысла повторяться в рамках данной статьи, желающие могут обратиться к уже размещенным материалам, а также обсудить этот и другие вопросы на личном блоге автора1. Сейчас имеет значение другое: без специальной подготовки и соответствующего уровня образования понять этот ответ действительно невозможно. Однако, понять его надо, жизненно необходимо, поскольку в противном случае к каждому из нас рано или поздно явится атеист-пропагандист или сектант-проповедник и скажет: «Все предопределено, поэтому плыви по течению и делай, что хочешь», или, наоборот, «Все предопределено, поэтому смирись и подчиняйся тому, что мы тебе скажем». Ни та, ни другая позиции, естественно, не приемлемы для верующего мусульманина.

А сколько еще таких вопросов, содержащих в себе серьезные «подводные камни»?! В чем смысл зиярата? Как Незримый Имам (А) управляет общиной шиитов? Каковы истинные и ложные средства приближения ко Всевышнему (васила)? И многие, многие другие вопросы, для обсуждения которых я приглашаю всех к научной дискуссии, в первую очередь — в интернете, но также — по возможности — и на живых собраниях, которые шиитская община Санкт-Петербурга регулярно проводит в связи с различными событиями, и о чем мы каждый раз отдельно информируем наших дорогих братьев.

Тот путь, который мы избрали здесь — нелегок не только для нас, но и для всех, кто следует за нами и присоединяется к нам. Но это — наша броня против смущения умов, против того, что именуется на кораническом языке «фитна» - ереси, смуты, которую сеяли омейяды и аббасиды и продолжают сеять по всему миру их преемники до наших дней. Малолетний шиитский ребенок повешен в Дамаске — они скажут на это: «Все предопределено, такова была воля Всевышнего». 60 тысяч погибших в Сирии, массовые грабежи и изнасилования — тоже «предопределение Всевышнего». В Судный День те, кто так говорит, естественно, будут держать самый суровый ответ за свою ересь. Но пока это произойдет, сколько еще десятков тысяч невинных людей должно пострадать или даже погибнуть?

Нет, дорогие братья и сестры, то, о чем я пишу и говорю — это гораздо большая проблема, нежели абстрактные философские рассуждения в приятной компании за чашкой чая. Это — вопросы, от которых зависят жизни многих людей в этом мире и наше спасение и шанс на вечную жизнь в мире грядущем. В сегодняшнем мире, когда современность бросает нам острейшие вызовы, а большинство конфликтов так или иначе перетекает в религиозную плоскость, наш долг перед нашим Имамом (А) — объявить всеобщее состояние полной готовности и не пасовать ни перед каким трудностями. Нашим лозунгом в эти трудные годы испытаний, которые можно сравнить лишь с эпохой омейядов, должны стать слова: Шиит — значит, первый во всем!

Тарас Черниенко,

20 января 2013 г.

1TARASCHERNIENKO.LIVEJOURNAL.COM