« Предыдущая Следующая »

ЛЕНОБЛАСТЬ: СТОЛКНОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СТРУКТУР

Прочитано: 1702 раз(а)

ЛЕНОБЛАСТЬ: СТОЛКНОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СТРУКТУР

 Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного

В Ленинградской области назревает серьезное столкновение между представителями Духовного Управления Мусульман Европейской части России (ДУМЕР) и Центрального Духовного Управления Мусульман (ЦДУМ) вокруг недавно зарегистрированной религиозной организации «Азан» в поселке Сосново Приозерского района. Однако, совершенно очевидно, что противостояние выходит далеко за рамки конфликта районного масштаба.

ДУМЕР и ЦДУМ всегда были конкурирующими организациями на территории России, в борьбе за умы и сердца верующих иногда становясь на грань полномасштабной информационной войны. На этот раз, похоже, грань была все-таки пройдена. Несмотря на то, что в каждой из структур, как организаций всероссийского масштаба, не обходится без проблем, именно ЦДУМ (под руководством верховного муфтия Талгата Таджутдина) издавна славится одиозными заявлениями и эпатажными жестами, не останавливаясь ни перед неосторожными заявлениями, ни перед скоропалительными обвинениями.

Именно под юрисдикцией ЦДУМ находится муфтият Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, многие годы обязанности муфтия которого исполнял хазрат Джафар Насибулла-улы Пончаев, скоропостижно скончавшийся в декабре прошлого года. Он был также и имам-хатыбом Санкт-Петербургской соборной мечети, расположенной в историческом центре северной столицы. Сейчас, когда после его ухода из жизни, муфтият фактически перешел в руки его сына, Равиля Пончаева, религиозная ситуация в Питере накалилась до предела. Похоже, теперь уже ни для кого не секрет — ни для госчиновников, ни для мусульманских религиозных деятелей, ни для простых прихожан, - что г-н Равиль Пончаев не только не намерен договариваться с другими мусульманскими организациями и проявлять хотя бы внешние признаки дипломатии, но, напротив, готов искать любой повод (даже самый надуманный и необоснованный) для эскалации конфликта и выживания конкурентов из региона. С этим положением дел, естественно, не намерено мириться Духовное Управление Мусульман Европейской части России (ДУМЕР) под руководством шейха-хазрата Равиля Гайнутдина, известного, наоборот, своей сдержанностью и дипломатической корректностью во всех делаемых им публичных заявлениях. Огульные обвинения со стороны Пончаева, не обнаруживающие за собой иных намерений, помимо самопиара и беспочвенного очернения оппонентов, не могут остаться без ответа: мусульманская община требует фактов, противники собирают компромат друг на друга, государственные чиновники высказывают естественное раздражение.

Страна и без того испытывает трудности с 11% мусульманского населения, в значительной массе подверженным пропаганде заезжих экстремистских проповедников, находясь в социальном плане на одной из самых низких ступеней в государстве, что не добавляет им патриотических чувств. Верующие мусульмане проживают преимущетвенно в дотационных регионах, и даже значительная часть мусульман благополучных Москвы и Петербурга представляет собой приезжих на заработки. В этой среде чрезвычайно сильны такие настроения, как социальная и классовая ненависть, и поэтому значительное число мусульман связывают свои надежды на лучшее будущее с радикализмом, в особенности — на фоне победы «арабской весны» в африканских странах.

Не допустить разрастания этой пагубной тенденции, взять под свой контроль экономические, образовательные и воспитательные программы среди мусульманской общественности, в целях обеспечения стабильности и порядка во вверенном на попечение регионе — вот основные обязанности Духовных управлений мусульман, перед людьми и перед Всевышним Создателем. Однако, будучи вовлеченными в конкурентную борьбу, они уже не в состоянии их исполнять, что создает опасность образования духовного вакуума, который легко заполнят собой подпольные радикалы. Это не может не беспокоить городские власти. Однако, похоже, единственное, чем озабочен новый имам-хатыб Соборной мечети Петербурга — это ликвидация всяческих проявлений плюрализма мнений в мусульманской общине — как среди духовенства, так и среди верующих. Соборная мечеть ранее уже «прославилась» пагубной практикой закрытия дверей, которые открывались строго на время коллективного намаза, проводимого Джафаром Пончаевым. Такая практика была призвана, якобы, не допустить скопления в мечетях ваххабитов, хотя эта гражданская позиция и не выдерживает никакой критики. Во-первых, подпольные ваххабитские кружки (джамааты) не нуждаются в Соборной мечети для своих собраний, а, во-вторых, где, как не в центральной мечети города вести среди мусульман профилактическую разъяснительную работу, и в первую очередь — среди пораженных вирусом экстремизма? Где еще их можно было бы вызвать на открытый диалог и продемонстрировать несостоятельность их проповедей, отвечая на них весомыми аргументами из самой исламской традиции? (Последнее, естественно, реализуемо лишь при наличии высококвалифицированного богослова в качестве настоятеля мечети). Сегодня пагубная тенденция прошла очередной виток развития — от манкирования собственными духовными обязательствами перед верующими до попыток насильственного пресечения деятельности конкурирующих организаций — через огульные скандальные обвинения, возымевшие громкий сиюминутный эффект с далеко идущими непредсказуемыми последствиями.

Тарас Черниенко,

8 февраля 2013 г.

Подробнее материал о событиях был освещен в интернет-издании «Новости47» (47news.ru) под заголовком «Религиозный экстремизм или клановые интриги?», и его мы предлагаем вашему вниманию.

В минувшую среду, 30 января, глава региона Александр Дрозденко встретился с новым муфтием Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, настоятелем Соборной мечети Санкт-Петербурга Равилем Пончаевым.

Как передала пресс-служба правительства, на ней был поднят вопрос о ситуации вокруг религиозной организации "Азан", в январе этого года зарегистрированной в посёлке Сосново Приозерского района Ленобласти. За день до встречи с губернатором Равиль Пончаев выражал недовольство этой организацией на встрече с полпредом, фактически обвинив её в потенциальном экстремизме. "Они ориентированы на работу с военными и заключенными и открываются, чтобы получить средства из-за рубежа. <...> Такие организации могут распространять фундаментальную идеологию, и не исключено, что среди их активистов есть люди, прошедшие подготовку в Саудовской Аравии, Сирии, Бахрейне, где сильно влияние "Братьев-мусульман", - заявил он в минувший понедельник. Весьма кстати прозвучала эта тема и на встрече президента России Владимира Путина с полномочными своими представителями. Президент напомнил об активизации религиозных радикалов "самых разных мастей и в самых разных конфессиях", о случаях убийств, покушений на убийство исламских священнослужителей. "Людям навязывают лживые истины, ничего общего не имеющие с традиционным исламом", – сказал Путин.

Александр Дрозденко, выслушав муфтия, пообещал ему вникнуть в ситуацию. "Мы разберемся, на каком основании организация "Азан" была зарегистрирована. И если эта информация о ней подтвердится, мы примем все возможные меры для отмены регистрации на территории региона", - заявил Дрозденко. Он добавил, что, несмотря на то, что регистрацию осуществил Минюст, необходимо также получить ответ на вопрос, по какой причине о регистрации данной организации не был поставлен в известность губернатор.

"Деятельность подобных религиозных организаций необходимо контролировать более качественно. Возможность ведения на территории деструктивной деятельности может нанести ущерб выполнению благородной миссии Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России", - говорится в пресс-релизе.

Однако в этой истории не так всё очевидно. Помимо Дрозденко о своей позиции в тот же день заявило и Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР). Там фактически осудили Пончаева и заявили, что рассматривают "абсурдный выпад Пончаева как попытку посредством грязных технологий дискредитировать имама МРОМ "Азан", авторитетного проповедника Мунира-хазрата Беюсова, который пользуется поддержкой и уважением мусульман Петербурга и Ленинградской области". Как выяснилось, "Азан" входит в состав ДУМЕР и в исламской среде признается вполне легальной организацией.

Более того, в своём блоге Мунир-хазрат Беюсов опубликовал запись своего коллеги, письменно выступившего в его защиту. В нем говорится, что Беюсов является автором книг традиционного исламского направления и вполне возможно, что цель скандала — всего лишь устранить возможного конкурента на пути к власти. "Сами собой напрашиваются мысли о том, не видит ли Равиль Пончаев в Беюсове конкурента — талантливого, активного, работоспособного? В качестве козыря он пытается использовать тот факт, что Беюсов обучался в Саудовской Аравии, а значит автоматически является экстремистом и рассадником нетрадиционного Ислама. Младший брат Равиля — Рушан — также учился за рубежом, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде", - говорится в блоге.

В областном правительстве пока тоже скептически относятся к обеспокоенности, выраженной губернатором в отношении этой исламской организации. "Никакого конфликта нет. Губернатор выразил обеспокоенность потому, что ничего другого в этой ситуации ему не оставалось, он же просто не успел вникнуть в суть вопроса", - заявил один из собеседников 47News в одном из ведомств правительства, которое теперь вынуждено проверять деятельность "Азана". "Есть конфликт внутри Исламского сообщества, это понятно. Глава региона поддерживает того, кто выражает мнение большинства, это тоже понятно", - сказал второй собеседник.

"Данная организация зарегистрирована в соответствии с российским законодательством, какой-либо информации от правоохранительных органов о нарушениях не поступало", - рассказал председатель комитета по МСУ, межнациональным и межконфессиональным отношениям Алексей Смирнов. "Вопрос пока изучается", - был осторожен в высказываниях председатель комитета правопорядка и безопасности Сергей Смирнов.

Между тем эксперты отмечают, что власти Ленобласти должны более внимательно подходить к религиозному вопросу, поскольку поверхностное отношение к его сути может привести к серьезным последствиям.

"Ислам стал самой политизированной религией. Для обычных людей это плохо уже тем, что наша власть плохо разбирается в том, что такое Ислам, какие в нем существуют течения и как нужно себя позиционировать в сложной ситуации. Если федеральным властям референты еще могут худо-бедно написать справку, то региональные власти не исламских регионов похожи на заблудившихся в лесу детей, в эту проблему им просто не погрузиться", - считает востоковед, директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов.

По его мнению, российским чиновникам часто трудно отличить "чистых" мусульман от "нечистых" - символика у тех и других зачастую одна и та же, к примеру, основная шахада Ислама "Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммеда посланника его" написана на флагах радикальных течений. "Региональные власти не могут сориентироваться в том, как распознать, где экстремизм, а где обычные интриги между кланами, которые пытаются за счет громких заявлений достичь решения своих шкурных интересов. Ислам сегодня раздираем страстями, и в этом основная опасность. Наши политики должны понимать, что исламские деятели порой стремительно меняют свой окрас от умеренных к радикальным", - полагает он.

"Совет тут можно дать только один: чаще консультироваться со специалистами Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, из Института стран Азии и других профильных учреждений, прежде чем принимать политические решения в этом вопросе, потому что можно наломать дров. Если этого не делать, могут быть неприятные последствия", - резюмирует Андрей Константинов.

Юлия Гильмшина, 47News

Источник: 47 news.ru