« Предыдущая Следующая »

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРОБЛЕМЕ «АМОРАЛЬНОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА»

Прочитано: 1532 раз(а)

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРОБЛЕМЕ «АМОРАЛЬНОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА»

 Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного!

12 декабря Президент России В.В.Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием. В числе его ключевых тезисов были, в частности, и такие слова (цитата по тексту, опубликованному на официальном сайте Президента России, www.kremlin.ru):

«Важнейшая тема, которая требует откровенного разговора в обществе, – это межэтнические отношения. Здесь фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития, и коррупция, и изъяны в работе государственных институтов, и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искажённому пониманию истинных причин межэтнического напряжения.

Его провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишённые культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы.

Мы вместе должны справиться с этим вызовом, должны защитить межнациональный мир, а значит единство нашего общества, единство и целостность Российского государства» (http://www.kremlin.ru/news/19825 ).

Читая эти строки, нельзя не отметить того факта, что совместными усилиями шиитской (джафаритской) религиозной общины Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского Духовного Управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) и Санкт-Петербургской Православной епархии в течение минувшего года были предприняты существенные шаги в направлении решения этой общественной проблемы. В Санкт-Петербурге на практике представители различных традиционных религий сели за стол переговоров для обсуждения не только совместных гуманитарных проектов, но и глубоких философских доктрин, позволяющих найти точки объединения наших духовных ценностей, как цементирующие идеологические основы гражданского общества. Тем самым, на уровне практических шагов в нашей общественной работе, нам удалось предвосхитить тот момент, когда Президент России озвучит стоящие перед гражданами вопросы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

В частности, в ходе состоявшихся по нашей совместной инициативе межконфессиональных конференций 1 апреля и 30 июня текущего года, была полностью раскрыта суть того понятия, которое в ежегодном президентском послании обозначено новым термином - «аморальный интернационал». Это словосочетание, хотя и непривычное пока на слух, делает важный акцент на тот факт, на который и мы в свое время обращали внимание: с одной стороны, у преступников нет и не может быть национальности, с другой же стороны, при этом, бесконтрольный национализм служит фактором сплочения различных сообществ (в том числе — откровенно криминальных и экстремистских) на уровне сугубо эмоциональном, когда фанатичные шовинистические настроения подпитываются исключительно за счет культивации образа врага в лице «чужих», людей иной нации, религии и культуры, при этом не обращая никакого внимания на свои собственные национальные, религиозные и культурные ценности. В этом нет никакого противоречия. Наоборот, именно в этом мы находим объяснение запутанной, на первый взгляд, природы так называемой «этнической преступности». Формальная национальная принадлежность используется лидерами экстремистских группировок как предлог для объединения и сплочения, тогда как традиционные национальные ценности принципиально не берутся ими во внимание, поскольку нет такого народа на земле, в культуре которого были бы заложены принципы превосходства над другими народами и ненависти к их представителям. Таким образом, именно те, кто входит в радикальные националистические или национально-криминальные группировки, на деле оказываются людьми без нации, без культуры и без религии.

Как, в частности, подчеркивали и мы, в ходе совместного заседания с представителями суннитской и православной общин Санкт-Петербурга, решение проблемы противодействия шовинистическим проявлениям и борьбы с этнической преступностью лежит всецело в русле развития традиционных культурных и религиозных ценностей каждого народа, представители которого проживают на территории Российской Федерации, исходя из принципов равноправного отношения и взаимного уважения. И основная доля ответственности за претворение в жизнь этих благородных задач в культурной и образовательной сферах лежит на нас — представителях общественных и религиозных организаций, в той же самой мере, в какой решение правового аспекта проблемы является прерогативой правоохранительных структур.

«Аморальный интернационал» возникает там, где традиционные ценности либо забыты, либо подменены фальшивыми представлениями, как правило, привносимыми в наше общество извне теми силами, которые заинтересованы в его дестабилизации. Так, например, мы не можем представить себе истинно верующего мусульманина, занятого криминальным бизнесом, в частности — наркоторговлей, равно как не можем себе представить нашего брата по вере, ведущего себя в обществе непристойно, не уважающего стариков и женщин, да и просто находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Все перечисленное совершенно несовместимо с канонами мусульманской веры. Образ жизни истинного мусульманина и примерного гражданина — вещи, неотделимые друг от друга. Тем не менее, с глубоким прискорбием нам приходится отмечать дискредитирующие Ислам в глазах широкой общественности прецеденты, когда люди, лишь формально отождествляющие себя с мусульманством, участвуют в акциях, не совместимых с моральным обликом последователей Святого Пророка (С), таких, как хулиганство, разбой, грабежи, убийства, подстрекательство к общественным беспорядкам, уличные перестрелки и прочее. При этом они нередко нарочито выставляют напоказ свою формальную мусульманскую идентичность (например, возгласами «Аллаху Акбар!» в совершенно неподобающих для этого местах и ситуациях), нисколько не заботясь об общем имидже мусульман в глазах окружающих. Виноват ли в этом Ислам? С другой стороны, виновата ли общественность в ее нетерпимом отношении к мусульманам, если превратные представления об Исламе столь активно насаждаются ей некоторыми отщепенцами — выходцами из мусульманской среды? Вопросы риторические.

Но выиграет ли — чисто теоретически — немусульманское общество от того, что будут введены дополнительные ограничения на отправление мусульманских религиозных обрядов, или разговоры об Исламе полностью исчезнут из телевизионного эфира (что и так -увы - почти достигнуто за последние годы)? Безусловно, нет. Любые запретительные меры подобного характера способны сыграть на руку лишь фанатикам и криминальным элементам, которые непременно используют этот момент себе на пользу, разжигая еще большую ненависть к обществу и государству. С другой стороны, умеренные традиционные мусульмане в такой обстановке частично отойдут в сторону, а частично - радикализируются и примкнут к экстремистам. То есть, в соответствии с третьим законом Ньютона, сила оказываемого давления, не подкрепленного иными доводами, вызовет лишь пропорциональный рост сопротивления и усилит и без того угрожающее напряжение в обществе, ни на шаг не приблизив нас к решению проблемы. Подлинное (а не внешне-формальное) решение лежит в экспертной сфере, которая позволит гражданам меняться внутренне и проявлять в обществе качественно новую реакцию на вызовы современности, отличную от реакции насилия и ненависти, с которой нам зачастую приходилось сталкиваться до сих пор.

Эти и другие моменты были отражены в принятом нами в июне меморандуме, комментируя который на совместном заседании, мы отметили, что Россия, безусловно, - многонациональная и многоконфессиональная страна, и таковой останется. Залог нашей силы — единство в многообразии, а не насильственная унификация. Следовательно, с самого начала даже не ставится такая задача, как сделать всех граждан нашей страны одной нацией и конфессией, например, русскими или православными. Право свободного выбора не только религиозной, но даже национальной принадлежности у нас закреплено законодательно. Значит, единственным способом борьбы с шовинизмом, религиозным экстремизмом и криминалитетом, организованным по формальным национальным или религиозным признакам, остается воспитание российских граждан в лоне тех традиционных ценностей, с которыми они сами себя отождествляют. Необходимо создать такие условия, в которых гражданин, наряду с ощущением себя частью российского общества, также чувствовал бы свою ответственность в качестве представителя своей нации и конфессии. Проще говоря, мусульманин должен быть хорошим мусульманином, православный — глубоко верующим православным, русский, азербайджанец, татарин, гражданин любой национальности — патриотом своего народа. Патриотизм и искренняя вера не оставят пространства для экстремизма и шовинизма, вытеснят их окончательно из нашей среды.

В этой связи не могу не остановиться на именах первопроходцев, чьим усилиям мы обязаны тем, что обсуждения этих важных тем уже много месяцев идут в Санкт-Петербурге на самых разных уровнях, задолго до опубликования официального послания Президента. Конечно же, это — наш земляк, питерский предприниматель и меценат, Мариф Алекперов, играющий важную роль в культурной жизни азербайджанской общины нашего города. Трудно переоценить значение его трудов на ниве сближения культур азербайджанского и русского народов, а также — в деле создания в обществе представления об истинном облике мусульманина — его высоких моральных и деловых качествах, этике ведения бизнеса и отношения к окружающим, в частности — нуждающимся и инвалидам. Оказывая всемерную помощь ветеранам, инвалидам и молодежи, он не устает напоминать, что все его благие начинания продиктованы моральными и нравственными принципами, заложенными в учении Ислама. Это — истинный Ислам, высочайший пример которого был явлен нам Пророком (С) и Святыми Имамами (А) и на который мы обязаны равняться. Наши надежды на стабилизацию общества связаны во многом и с тем, чтобы именно этот имидж возобладал, наконец, над превратными представлениями.

Не могу обойти вниманием и своих коллег по совместным общественным проектам, представляющих суннитскую мусульманскую общину — имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской Области Мунир-Хазрата Беюсова и его помощника, известного татарского публициста, Танай-Хазрата Чолханова. Им принадлежит ключевая роль в выработке образовательных программ для работы с трудовыми мигрантами, направленных на профилактику проявлений экстремизма и воспитание уважения к культуре всех народов, проживающих в России.

Конечно, особая признательность за всемерную поддержку наших инициатив, дружеское благословение и освещение нашей работы в средствах массовой информации должна быть выражена Санкт-Петербургской Православной Епархии, в том числе — начальнику Отдела катехизации о. Константину Морозову, с которым все это время мы поддерживаем постоянный рабочий контакт.

К сожалению, даже издалека мы еще не слышим отзвук победных фанфар. Наше общество слишком сильно поражено бациллой ненависти и нетерпимости, что заставило сделать на этом острый акцент на уровне Президента государства. Однако, нет повода и к отчаянию. Подводя рабочие итоги уходящего года, мы можем смело сказать, что религиозные деятели Петербурга, вместе с нашими коллегами из сферы бизнеса, образования и науки, готовы ответить на озвученные вызовы, представив достигнутые практические результаты и уверенно продолжая начатую работу.

 

Тарас Черниенко,

от имени Санкт-Петербургской религиозной

общины мусульман-джафаритов

12 — 13 декабря 2013 г.