« Предыдущая Следующая »

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИБЛЫ И МАЗХАБНАЯ ПОЛИТИКА

Прочитано: 2520 раз(а)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИБЛЫ И МАЗХАБНАЯ ПОЛИТИКА

 Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного

Продолжает набирать обороты скандал вокруг заявления, сделанного иракским премьером Нури Аль-Малики в конце прошлого года, в котором многие усмотрели опасность провоцирования углубления раскола мусульман по их принадлежности к определенным догматико-правовым школам (мазхабам). Ваххабитские средства массовой информации особенно рьяно муссируют слова иракского премьера, вырванные из контекста выступления. Более того, в интернете уже появляются явно провокационные заголовки, кричащие о том, что, дескать, шииты (т.е., вся наша община целиком) намереваются до крайности извратить мусульманское учение, поменяв киблу (направление молитвы) для своих последователей с Мекки на Карбалу.

Прежде всего, следует отметить, что направление молитвы мусульман, единожды измененное с Иерусалима на Мекку при жизни Посланника Аллаха (С), было утверждено после этого события на все времена Священным Кораном (сура «Аль-бакара» (2), аяты 143 — 148), и ни одному богослову, и даже шиитскому имаму — наследнику Пророка (С), не под силу изменить установление Всевышнего Аллаха, с момента ниспослания Откровения и до последних времен. Естественно, в этом мнении едины все без исключения шиитские богословы (даже придерживающиеся самых крайних точек зрения по ряду догматических вопросов). Более того, саудовские суннитские богословы также согласны с тем, что мнение суннитов и шиитов по этому поводу совпадает.

Саудовский профессор Насир Аль-Хонейни из Центра Современной Мысли в Саудовской Аравии, в частности, заявляет по этому поводу следующее: «This issue is already agreed upon by all Muslim scholars, both Sunni and Shiite. They all agree that the Qibla is the Ka’bah» «По этому вопросу уже существует единодушное мнение мусульманских богословов, как суннитских, так и шиитских, Они все согласны с тем, что Кибла — это Кааба» (Цит. по: http://english.alarabiya.net/en/News/2013/12/27/Iraqi-PM-Maliki-Karbala-not-Makkah-must-be-the-Qibla-of-Muslims.html , английская страница канала «Аль-арабийа»).

Тем не менее, салафитские сайты продолжают упорно игнорировать этот момент, разжигая антишиитские настроения, по поводу чего мне приходится давать многочисленные объяснения и интервью. Несмотря на официальное мнение, провокаторами продолжают муссироваться заявления, основанные не более чем на личном воображении их авторов, и которые нельзя считать ничем, кроме открытой идеологической диверсии, что, якобы, шииты намереваются изменить направление киблы, а иракский премьер Аль-Малики уже издал соответствующий указ. Подобные инсинуации могли бы вызвать не просто удивление, а откровенную насмешку, не будь за ними жизни реальных людей, которые могут пострадать лишь оттого, что кому-то игра слов оказалась удобным средством для разжигания конфликтов.

По этому поводу необходимо заявить следующее.

Во-первых, как было указано выше, точка зрения суннитских и шиитских богословов на этот вопрос не имеет разногласий, и священная мечеть Каабы остается единственной и неизменной киблой для всех мусульман до Судного дня. Таково официальное мнение шиитского мазхаба, любая другая точка зрения на этот вопрос со стороны любого лица — официального или частного — требует немедленного покаяния и не может считаться отражающей позицию нашей общины.

Во-вторых, иракский премьер Нури Аль-Малики не является шиитским богословом и ни при каких обстоятельствах не уполномочен на издание богословских декретов (фетв), будь они относящимися к вопросу о кибле или любому другому, входящему в юрисдикцию мусульманского права (фикха).

В-третьих, никакого «указа» иракского премьера по вопросу перемены киблы для шиитов издано не было — ни в устной, ни в письменной форме. Единственным свидетельством, используемым нашими оппонентами в своей нечистоплотной политической игре, служат слова Аль-Малики во время его выступления в декабре прошлого года, которые являлись не более, чем неудачно сформулированным комментарием для журналистов и не имели никакой юридической силы.

Понимая и принимая три вышеперечисленных пункта, мы можем перейти теперь к непосредственному анализу текста выступления. Оно было широко растиражировано на канале YouTube, и на момент написания статьи доступно, в частности, по следующим ссылкам:

http://www.youtube.com/watch?v=j2qI33XcbhU

http://www.youtube.com/watch?v=vk5XToOZV0Q

Переводя слова премьера Ирака дословно, мы получаем следующий текст: «Однако, с соизволения Аллаха, Карбала разовьется (как город), поскольку Карбала должна стать киблой мусульманского мира, ибо там — (имам) Аль-Хусейн, и, с Божией помощью, мы призываем органы местного управления поспешить (с развитием инфраструктуры), предоставляя паломникам услуги на уровне, достойном приема посетителей имама Аль-Хусейна, в любой момент. Ведь посещение имама Аль-Хусейна осуществляется не только по случаю тех дат, которые мы отмечаем особо — 10 мухаррама (Ашура), Арбаин (40-й день после Ашуры), пятничные дни, - но и во всякий день, ибо вот (например) — кибла, а к кибле мы обращаемся каждый день по пять раз, и также и Аль-Хусейн, он — сын той Киблы, которую заповедал нам Всевышний Аллах, как место, к которому мы должны обращаться...».

Заключительные слова в цитате выступление Аль-Малики красноречиво свидетельствуют, что даже в его личном мнении (не претендующем на официальную позицию шиизма) не содержится никакого намека на перемену Киблы. Он четко указывает на то, что Всевышний Аллах заповедал обращаться мусульманам в одну сторону, а сам термин «Кибла» использован им в качестве аллегории, как направления, следовать которому нужно регулярно, не забывая про него. Так, например, в русском и многих других европейских языках слово «Мекка» аллегорически обозначает любое популярное место, притягивающее к себе большое количество народа. Так, например, можно сказать, что Российская Национальная библиотека — это настоящая Мекка для ученых. А известная в Санкт-Петербурге сеть магазинов писчих принадлежностей носит название «Канцелярская Мекка». Это — общеупотребительные языковые обороты, и никому при этом не приходит в голову тиражировать в СМИ кричащие заголовки о том, что аспиранты или бизнесмены издали распоряжение мусульманам поменять направление молитвы!

Не только в шиитских, но и в суннитских источниках (напр., Ат-Тирмизи) приводится известный хадис о том, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Поистине, я — от Хусейна, и Хусейн — от меня!», намекая на то, что Пророк (С) и имам (А) — одна плоть и кровь. Никому при этом не приходит мысль о том, что наш Пророк (С) что-то напутал с родословной, и высказанная им аллегория воспринимается всеми мусульманами вполне адекватно. К тому же, этот хадис, признанный всеми школами как достоверный, указывает на значимость фигуры имама Хусейна (А) для всех мусульман. Регулярно вспоминать о нем, иметь его образ перед собой как пример для подражания — благочестивая заповедь для каждого верующего. Следовательно, можно сказать, что любой искренне верующий, глубоко погружаясь в молитву, следует примеру имама Хусейна (А), обращается к нему духовно с той же регулярностью, с какой физически он обращается в сторону Киблы.

То есть, сугубо аллегорически, вполне допустимо сказать, что личность каждого из Непорочных (да будет с ними мир!) служит духовным компасом, или духовной киблой каждого мусульманина, по аналогии с киблой физической, которой нам служит Дом Аллаха в Мекке. Подвиг имама Хусейна (А), совершенный при Карбале в день Ашура (10 мухаррама) — это высший пример самопожертвования во имя Веры, идеальный образец поведения мусульманина, для которого каждый день должен быть как Ашура, и вся земля — как Карбала. Значит, Карбала как исторический архетип — это тоже наша духовная Кибла, символическое содержание наших молитв.

Трудно в данном контексте переоценить значение Карбалы для современного мира, когда многие мусульмане забыли о своем земном предназначении. Кто-то превратил свою религию в набор формальных ритуалов. Кто-то сделал из нее орудие преследования собственных корыстных интересов. В чьих-то руках формальная религия стала орудием хладнокровного убийства, а для кого-то она служит лишь шорами на глазах, позволяющими не замечать творящейся вокруг несправедливости. Против всего этого свершилось восстание имама Хусейна (А) при Карбале, во имя торжества истинной религии Аллаха над религией формальной, слепой и бездушной, религией омейядов и их преемников. Карбала как небесный прообраз — это наша духовная Кибла. Кто с этим поспорит? Кто осмелится усмотреть в данном утверждении признаки религиозного кощунства?

Да, подобная аллегория Карбалы, которая должна стать киблой всего мусульманского мира, тысячу раз права, - при том, естественно, что она ни в коем случае не претендует на отмену ритуального обращения в сторону Мекки. Раздуваемые салафитами сведения о том, что шииты якобы молятся своим имамам вместо Всевышнего Аллаха и поклоняются могилам, обращаясь к ним во время намаза вместо установленной Аллахом киблы — элементарная ложь, которая легко опровергается после самого поверхностного ознакомления с догматами шиизма.

Когда в преданиях суннитской школы говорится о том, что час, потраченный на приобретение полезных знаний, дороже Аллаху, чем семьдесят часов, проведенных в молитве, никто не допускает мысли, будто бы хадис отменяет обязательные намазы. Когда Всевышний Аллах говорит о возможности искупления пропущенных постов раздачей милостыни, никто не считает при этом пост в Рамадан необязательным, никто не рассуждает о том, что от необходимости соблюдения заповедей Ислама можно откупиться деньгами. Тогда почему подобная истерия раздувается вокруг слов иракского премьера? И почему некоторые СМИ, в нарушение журналистской этики и принципов политкорректности, позволяют себе цитировать их в отрыве от контекста, не удосуживаясь приводить ни собственные комментарии Аль-Малики по этому поводу, ни мнения авторитетных шиитских богословов?

Вопросы, полагаю, риторические. Враг ищет любую лазейку, чтобы нас опорочить и расколоть. Но по милости Аллаха все его попытки будут тщетны, и только мобилизуют нас быть более бдительными в отношении его происков.

В мае прошлого года мне довелось присутствовать в иракском городе Неджефе на конференции, посвященной единству религий и мазхабов, под патронажем ходжат-уль-ислама Муктады Ас-Садра. В ходе выступления Ас-Садр отметил, что шииты не дадут повода для провокаций, направленных на разжигание межконфессиональной розни. Ранее, в 2011 году, во время встреч с представителями высшего руководства Ирака, в том числе — председателем Высшего Исламского совета Ирака аятоллой Аль-Хакимом, была озвучена аналогичная точка зрения в присутствии делегаций из России и Турции, в состав которых были включены представители шиитских, суннитских и алевитских общин. С полной ответственностью можно заявить о том, что курс на сближение мазхабов и объединение мусульман — это официальная позиция современного шиитского богословия, и, несмотря ни на какие происки наших врагов, мы останемся верны ей всегда.

 

Тарас Черниенко,

8 февраля 2014 г.