« Предыдущая Следующая »

ХОДЖАЛЫ: НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ

Прочитано: 1371 раз(а)

ХОДЖАЛЫ: НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ

 Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного

26 февраля весь цивилизованный мир, все неравнодушные к горю и страданиям невинных людей по всему земному шару, отмечают очередную траурную годовщину геноцида мирного азербайджанского населения в городе Ходжалы, где армянскими вооруженными формированиями оно было уничтожено полностью и с особой жестокостью. День 26 февраля 1992 года навсегда останется в памяти людей как один из самых черных дней нашей истории.

Дорогие братья и сестры, уважаемые читатели! Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, почему в наше время, произнося слово «геноцид», мы воспринимаем его с определенным оттенком привычности и рутинности, как регулярно повторяющееся явление? Вроде цунами или землетрясения? Да, природные катаклизмы — трагичны, уносят сотни и тысячи невинных жизней, но они по большей части неизбежны. Мы привыкли к ним и привыкли мириться с их неожиданным проявлением. И так же легко смиряемся с тем, что женщины и дети, старики и грудные младенцы гибнут от рук человеческих, в разных местах планеты, с определенной регуляностью. Что с нами происходит, люди? Мы принимаем документы и резолюции, осуждающие резню невинных граждан, и мирно сидим, сложа руки, ожидая следующей катастрофы, чтобы принять новые документы и выписать новую партию гуманитарной помощи. И так — до бесконечности?

Но так быть не должно, если мы называем себя людьми!

Так быть не должно, если мы не хотим, чтобы завтра беда пришла в наш собственный дом, а кто-то другой, вместо того, чтобы протянуть руку помощи, сидел бы в стороне и пассивно осуждал тот кошмар, что творится не с ним!

И чтобы не было всего этого, надо помнить лишь о том, что беда приходит в чужие дома до тех пор, пока мы считаем их чужими. И рано или поздно придет в наш собственный дом, поскольку тогда все остальные для себя будут считать его чужим.

Если мы не хотим всего этого, то урок Ходжалы — один из первых, которые нам надо усвоить, независимо от того, к какой национальности мы принадлежим. Геноцид творится по национальному признаку, но его зачинщики не просто не имеют национальности, сама их принадлежность к роду человеческому весьма сомнительна. Что же касается невинных жертв геноцида, то все они — братья и сестры для нас, тех, кто не остается равнодушным.

Страшный в своей показательности, геноцид мирного населения Ходжалы демонстрирует звериную сущность, затаившуюся в некоторых людях. Они ходят среди нас, также, как мы, едят, пьют и отправляют своих детей в школу. Но — в отличие от нас — на следующий день отправляются хладнокровно выкалывать глаза чужим детям и вспарывать животы беременным матерям. Если бы только было возможно предотвратить преступление еще до того, как оно будет совершено!

А ведь можно, конечно же, можно — достаточно лишь дать понять озверевшей человекоподобной нечисти, что наказание неотвратимо.

Те, кто верит во Всевышнего Бога, сознают неизбежность небесной кары за каждый грех, за который не принесено покаяния. Как сказал наш Святой Пророк, и как повторил наш имам Али, - да пребудет мир с ними и их потомством — самый большой грех — тот, который сам человек считает незначительным. Но это касается тех людей, у кого Бог живет в душе. У кого есть совесть и, пусть запоздалое, стремление к раскаянию.

А что с теми, для кого совесть — пустой звук, кто живет примитивными алчными инстинктами, которые язык не поворачивается назвать животными? Ведь даже зверь убивает только тогда и лишь до тех пор, пока он голоден. Даже зверь убивает свою добычу на охоте, в сражении, в честном бою, давая возможность сильному и здоровому противнику защищаться или убежать, а, проиграв, принять смерть быструю и немучительную. Мы привычно говорим «зверства», но на самом деле для преступлений, подобных тем, что имели место в Ходжалы, попросту не существует названия. Так что делать с этими живыми существами, кто творит такое и после этого продолжает есть, пить, дышать? Любить своих детей и родных (если им вообще это свойственно)? Взывать ли нам к голосу их совести, которая давно мертва? Напоминать ли им о неизбежной Божьей каре, которая для них — пустой звук?

Нет, с каждым необходимо говорить на ЕГО языке. Если мы не хотим повторения Ходжалы, нужно признать: убийцам детей должен быть вынесен самый суровый приговор уже в этой жизни, чтобы послужить ярким показательным примером для всех, кто задумывается последовать по их стопам. Необходимость самого строгого уголовного преследования за подобные военные преступления должна послужить не только соблюдением норм международного права, но и главным сдерживающим фактором, направленным на предотвращение в будущем подобных прецедентов.

Когда венгерский суд приговорил Рамиля Сафарова за убийство армянского офицера Маркаряна к пожизненному заключению, европейское правосудие, на все голоса твердящее о правах человека, не приняло во внимание психологическое состояние человека, потерявшего близких в карабахской войне. Но то же правосудие в двадцатом столетии полностью освободило от ответственности Согомона Тейлиряна, хладнокровно убившего в центре Берлина Талаата-пашу, как и многих других армянских террористов. Не мне судить человека, потерявшего родных и близких от рук турецких солдат. Но мне, однако, странно, почему европейское правосудие так милостиво и снисходительно к одним и столь безжалостно к другим, и почему в этой избирательности так явственно проглядывает национальный оттенок?

Для меня нет и не будет «плохих» и «хороших» народов. Каждый человек лично отвечает за свои преступления и не является при этом представителем своей нации. Однако, до тех пор, пока некоторые национальные лобби в европейских странах будут способствовать укрывательству своих соплеменников от ответственности, нам не удастся предотвратить распространение в массовом сознании фактов отдельных преступлений на целый народ.

Несомненно, официальным представителем своей страны (и, следственно, своего народа) является ее президент. Серж Саргсян еще не был избран на эту должность, когда неосторожно и недипломатично заявил в интервью британскому журналисту Томасу де Ваалу по поводу Ходжалы: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот [стереотип]. Вот что произошло.» (См.:http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4673000/4673953.stm )

До определенного времени эти слова могли оставаться мнением одного, пусть и высокопоставленного, чиновника. Но когда народ избирает такого человека на высший пост в государстве, это заставляет под другим углом взглянуть на мнение широких масс Армении по поводу беспрецедентных по своей жестокости фактов военных преступлений. Позволяя себе говорить такие слова от имени всего армянского народа, Саргсян оказывает дурную услугу своим соплеменникам. В свете вышесказанного, однозначно можно утверждать, что сегодня — в интересах самого армянского народа и ради предотвращения новой карабахской войны — дать справедливую оценку словам Сержа Саргсяна, решительно осудив не только любые действия но и всякие слова, направленные на осуществление геноцида мирного населения.

Я приведу лишь некоторые факты, которые, надеюсь, помогут нашим читателям пробудиться и НИКОГДА не принимать понятие геноцида как нечто неизбежное, как катастрофическое, трагическое, но все-таки естественное проявление истории, в которой люди всегда убивали друг друга. НЕТ, пора остановить порочный круг!

Прочитав эти строки, спросите себя сами, заглянув в свою душу, обратившись к своей совести: есть ли в этом хоть что-либо естественное, хоть что-нибудь, что может быть свойственно человеческой натуре?

Сначала я хотел пометить этот материал, как содержащий сведения, не рекомендуемые для несовершеннолетних и людей с неуравновешенной психикой. Но затем поменял свою точку зрения, задумавшись над тем, что пришлось пережить тем, кто выжил в страшной карабахской бойне. Их психику никто не жалел. Их искалеченные судьбы остались неотомщенными. И самое страшное ведь — не в самих сценах насилия, а в том, что преступники, творившие его, до сих пор ходят среди нас безнаказанными.

Я цитирую материал первого новостного канала Азербайджана, приводящего свидетельства очевидцев ходжалинской резни (оригинальную публикацию см.: http://www.1news.az/society/20140222043050361.html ):

«журналист Жан Ив Юнет,  представитель Франции - страны, которая и сегодня не отказывает в покровительстве армянам, пишет: «…Мы стали свидетелями Ходжалинской трагедии, увидели сотни трупов мирных жителей – женщин, мужчин, стариков, защитников Ходжалы. Нам предоставили вертолет, с высоты птичьего полета мы снимали на камеру Ходжалы после резни. Это была страшная панорама. Я много слышал о войне, жестокостях немецких фашистов, но армяне, истребляя 5-6-летних детей, мирное население, переплюнули их. Мы видели множество раненых в больницах, вагонах, даже в зданиях школ и детских садов». А вот свидетельства Рори Патрика, журналиста телекомпании «Фант ман ньюс» другой влиятельной державы – Англии: «Очень трудно донести до понимания мировой общественности масштабы Ходжалинской трагедии. Мы, журналисты, на вертолете с трудом добрались до населенного армянами села Нахчиваник. Здесь мы увидели десятки изуродованных трупов. Это были безоружные жители Ходжалы – дети, женщины, старики, погибшие от рук убийц. Мы поняли, что это были люди, которые бежали, спасаясь от свирепой расправы армянских вооруженных формирований в близлежащий азербайджанский город Агдам, но по дороге попали под шквальный огонь затаившихся в засаде убийц». Корреспондент  популярной российской газеты «Известия» В.Белых пишет: «Спустя какой-то период после трагедии в Агдам стали привозить трупы убитых. Такое невозможно увидеть и в кошмарном сне: выколотые глаза, отрезанные уши, расколотые черепа с содранной кожей, отрубленные головы… Нет предела издевательствам». Кошмаром веет от фактов, которые приводит майор российской армии Леонид Кравец: «…26 февраля я перевозил раненых из Степанакерта (Ханкенди – ред.) и возвращался обратно, пролетая над Аскераном. Немного снизились, и тут мой бортмеханик закричал: «Смотрите, там женщины и дети». Да, теперь и я видел разбросанные на склоне холма около двухсот трупов и разгуливавших между ними подозрительных людей… Потом мы полетели, хотели забрать трупы. С нами был капитан местного отделения милиции, забыл его имя. Он нашел здесь труп своего четырехлетнего сына с раздробленной головой, бедняга тут же потерял сознание. До того как в нашу сторону началась стрельба, мы вытащили среди трупов другого ребенка с отрезанной головой. Вокруг я видел обезображенные тела женщин, детей, стариков…»».

Среди армянских очевидцев кровавых событий имеется, по крайней мере, один, кто нашел в себе силы честно признать ответственность армянской стороны за варварские бесчинства:

«Армяне и сами признают учиненный ими геноцид в Ходжалы. Один из них – армянский журналист Давид Хейриян, наблюдавший зверства своих единоверцев, а затем бежавший в Бейрут. В книге под названием The Sake of Cross он пишет: «…Ответственная за сожжение трупов, состоящая из махровых убийц армянская группа «Гафлан» 2 марта собрала в километре к западу от Ходжалы 100 тел азербайджанских тюрок. В последней подъехавшей грузовой машине заметил девочку лет десяти. Она получила ранения в голову и руку. Лицо ее отдавало синевой. Девочка продолжала жить, несмотря на холод, голод и раны. Еле дышала. Глаза ее застилал смертельный страх. Солдат по фамилии Тигранян бросил девочку на гору трупов. Затем к телам убитых поднесли огонь. Из груды горящих тел раздался нечеловеческий вопль. Я не мог ничего предпринять. Вернулся в Шушу. Они же продолжали безжалостно убивать тюрок».

Подробности: http://www.1news.az/society/20140222043050361.html

 

Трудно не согласиться с мнением азербайджанских коллег-публицистов, которые пишут, в частности, следующее:

«В действительности, все это - лишь видимые стороны трагедии. Ходжалинцы пережили неизвестные  нам более жуткие события. Если бы могли поведать нам об истязаниях тюрки – женщины, мужчины, старики, дети, то, наверное, не выдержали бы наши сердца. Именно поэтому геноцид в Ходжалы можно сравнить с преступлениями в Хатыне, Лидице, Орадуре. Чтобы не повторилась подобная трагедия, миролюбивые люди, цивилизованные государства, авторитетные международные  организации, мировая общественность должны знать эти горькие реалии, дать справедливую правовую оценку преступлению против человечности. Этого требует и международное  право. В принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 года Резолюции №260 (III) и вступившей в силу в 1961 году Конвенции о предотвращении преступления геноцид и наказании виновных  закреплены правовые основы такого преступного деяния, как геноцид. Начиная с 1988 года в ходе агрессии Армении против Азербайджана были задействованы все элементы, указанные в этой Конвенции как составляющие геноцида. А в ходе Ходжалинской трагедии политика геноцида со стороны Армении проявилась в более чудовищной форме. Сотворенные армянами преступления нацелены не только против азербайджанцев, но и всего человечества.  Поэтому рассуждающие о правах и свободах человека, отдающие преимущество этим правам, утверждающие о приверженности общечеловеческим принципам и ценностям государства и их парламенты обязаны признать Ходжалинский геноцид. Обязаны признать, чтобы возрадовались души сотен людей, зверски убитых, подвергшихся неслыханным мучениям. Обязаны признать, чтобы нынешний президент Армении Серж Саргсян, бывший глава этого государства Роберт Кочарян, бывший министр обороны Сейран Оганян и другие виновные в Ходжалинской резне подверглись осуждению мировой общественности за содеянное преступление. Обязаны признать, чтобы не повторилась никогда и нигде такая трагедия. В феврале 2012 года при организационной поддержке  Совместной рабочей группы по утверждению международных стандартов в Баку состоялась международная конференция на тему: «Преступление против человечности: Ходжалинский геноцид». Выступивший на мероприятии судья Конституционного суда Бельгии Жан-Поль Мурман сказал, что в связи с событиями в Ходжалы необходимо создать международный уголовный суд. Такие суды в настоящее время функционируют в Косово, Ливане, Ираке и некоторых других странах и расследуют преступления, совершенные в этих регионах: «Подобная практика существует на международном уровне. Это не суды местного значения. В такие учреждения необходимо привлечь международных экспертов, проводить расследования, принимать соответствующие решения. Надо найти и покарать тех, кто совершил преступление против человечности… На сегодняшний день выявлены лица, совершившие зверства, однако вот уже более  20 лет в отношении них не принято решение». Как подчеркнул господин Мурман, государства мира, международные организации должны отказаться от политики двойных стандартов, способствовать торжеству  справедливости!

Подробности: http://www.1news.az/society/20140222043050361.html

К приведенным материалам можно также, в очередной раз, добавить ссылку на резолюцию №1594, принятую Палатой представителей американского штата Джорджия, в которой признается факт геноцида азербайджанского населения Ходжалы и осуждаются процитированные нами выше слова Сержа Саргсяна о «разрушении стереотипов».

Жаль, что такие шаги делаются в Соединенных Штатах раньше, нежели в России — стране, где проживает крупнейшая (после Ирана) азербайджанская диаспора за рубежом.

Прочитав еще раз, вместе с вами, эти строки, я не знаю, что еще можно добавить. Год назад я уже писал — и не побоюсь повториться — что «все мы — ходжалинцы», потому что любое проявление геноцида — это вызов, брошенный не отдельному народу и государству, а всему человечеству. Это — акт презрения к гуманности, ставящий под сомнение нашу будущность как разумной цивилизации. Вспоминая сегодня о Ходжалы, задумайтесь над этим, люди.

 

Тарас Черниенко,

22 февраля 2014 г.

 

Вместо постскриптума: Подробные ссылки на документальные материалы, содержащие описание военных преступлений в Ходжалы и их последствий, приводятся в нашей прошлогодней статье, посвященной очередной годовщине ходжалинских событий 1992 года и озаглавленной: «Годовщина ходжалинской резни. Все мы — ходжалинцы!», см.: http://www.shia.spb.ru/ru/publ/info/634

Т.Ч.