« Предыдущая Следующая »

Справедливое правление Махди (А) как отражение правления имама Али (А) в свете «Нахдж-уль-Балага»

Прочитано: 1445 раз(а)

Справедливое правление Махди (А) как отражение правления имама Али (А) в свете «Нахдж-уль-Балага»

 Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного

Говоря о правлении имама Али (А) спустя 14 веков после его трагического ухода, мы не можем умолчать об актуальности этой доктрины и для нашей эпохи, находящейся под покровительством ожидаемого из Великого Сокрытия имама Махди — да ускорит Всевышний Аллах егот приход! Как в методологии, так и в системе ценностей, заложенных в модель государственного управления, мы не делаем никакого различия между нашими имамами (А). Фактически, возвращение имама Махди (А) в последние времена для всех шиитов должно ознаменовать собой эпоху возвращения правления имама Али (А), которая исторически стала первой и — увы — последней эпохой полноправного правления Справедливого Имама (А), сумевшего сосредоточить в своих руках все бразды высшей духовной и светской власти.

Единожды утратив Имамат в силу своего неизжитого невежества, умма не в праве теперь проспать его возвращение. Каждый из нас обязан спросить себя сегодня: что сделал лично я для того, чтобы обещанная эра света и справедливости настала на земле, и этот торжественный миг был максимально приближен? Ведь неизбежность божественного обетования еще не отменяет личной ответственности каждого мусульманина в Судный день за то, как он прожил свою жизнь.
Для нас, как шиитов – последователей имамата – личность Имама нашего времени воплощает в себе абсолютную чистоту и совершенство Веры, с которой должны коррелироваться все наши помыслы и поступки.

Радость от непрерывного присутствия вечного Имамата – правления Непорочного наследника Божественного Откровения – неизбежно сопряжена для нас с горечью памяти о жертвах, принесенных Имамами (А) и их сподвижниками – начиная с эпохи правления Омейядов и Аббасидов и заканчивая сегодняшним днем, когда под видом нового мирового порядка нам навязывается (посредством финансовых рычагов либо непосредственного вооруженного вмешательства в дела суверенных государств) новое язычество. Оно несет на своих штыках новые виды рабства в форме кабальной экономической зависимости граждан от кредитных финансовых учреждений, в форме попрания вечных нравственных ценностей под видом новой цивилизации с ее антирелигиозной псевдокультурой, в форме либерализма, под видом прав и свобод человека отстаивающего на деле единственное право – отрицания Бога и единственную свободу – отвержения любой нравственности, чуждые самой человеческой природе, как она задумана нашим Творцом.

Различные политические силы пытаются разыгрывать «шиитскую карту» в своих интересах, как правило, идущих вразрез с интересами Ислама и мусульман. Тактика наших явных и тайных противников направлена, прежде всего, на подрыв единства мусульманской уммы, что было предсказано за тысячу лет в наших достоверных преданиях и является, в свою очередь, одним из знамений скорейшего явления Ожидаемого Имама (А). Когда это событие произойдет, по воле Всевышнего, мы станем свидетелями зарождения Золотого века Ислама, века справедливости и мира на Земле. К сожалению, согласно историческому предопределению, этой эпохе неизбежно должна предшествовать эра несправедливости, жестокости и притеснений, которые в той или иной форме мы наблюдаем повсюду.

Важнейший источник шиитской нравственной и политической мысли - «Нахдж-уль-Балага» - также говорит нам о наступлении Золотого века Справедливости. Указывая на неизбежность испытаний, которые придется пройти всем верующим до наступления Последних времен, в то же время, эта ценнейшая мусульманская книга закладывает основы нового, справедливого миропорядка — цивилизации, свободной от ростовщического рабства и извращенной морали псевдолиберализма. В новое время эти мысли были детально проанализированы и развиты в соответствии с достижениями современной науки аятоллой Мухаммадом Бакир-ус-Садром в его фундаментальных трудах - «Наша философия» и «Наша экономика».

Отдельного исследования заслуживает 53 письмо из «Нахдж-уль-Балага», адресованное Малику Аль-Аштару и заслуженно именуемое совершенной конституцией мусульманского государства. Подробный анализ этого документа заслуживает отдельного многотомного труда, однако, следует упомянуть о том, что мы, шииты, не делаем никакого различия между нашими имамами — да будет с ними мир — и, в силу этого обстоятельства, основы государственности справедливого правления первого имама Али (А) должны восприниматься нами в качестве прообраза грядущего правеления имама Махди — да ускорит Всевышний Аллах его приход, и потому данная модель «Алавитского правления» служит также прообразом конституции справедливого государства будущего, выражаясь западным языком, «царства Божия на Земле».

 

Для понимания целостой картины и более легкого ее восприятия, следует, пожалуй, перечислить основные социальные и политические проблемы нынешней цивилизации, послужившие причиной глобальных кризисов и войн, указав параллельно краткие и емкие рецепты их решения, приводимые имамом Али (А) в «Нахдж-уль-Балага». Как переводчик этой книги на русский язык, я, естественно, при рассмотрении концепции Правления Али (А), буду прежде всего ссылаться на данный первоисточник, слова которого принадлежат перу самого имама (А).

 

  1. Отсутствие правления справедливого лидера, ставящего интересы общества и мусульман превыше своих личных интересов и амбиций. «Нахдж-уль-балага» говорит по этому поводу, не делая исключения и в отношении религиозных лидеров (Хутба 89):

«И вот, поистине, Аллах не сокрушал притеснителей эпохи, кроме как предоставив им отсрочку и отдохновение, и не воссоединял сломанных костей никого из народа, кроме как после трудностей и испытания, и даже меньшего числа лишений, чем те, которые обрушились на вас, и препятствий, с которыми вам предстоит встретиться, было бы достаточно для поучения! Но не всякий, обладающий сердцем, — внимающий, и не всякий, обладающий слухом, — слышащий, и не всякий, обладающий взором, — видящий. И — о диво! А как мне не удивляться грехам этих сект в их разногласии между приводимыми ими доводами о религии! Не передают они речью наследие Пророка, и не поступают согласно действиям Наследника, и не веруют в Сокровенное, и от зла не отстраняются, согласно сомнительному поступают, и страсти их одолевают, повелеваемое для них — то, чтó они таковым считают, и запретное — то, чтó они для самих себя отрицают, при решении проблем на самих себя лишь полагаются, при разрешении спорных вопросов — на собственное мнение опираются, будто каж­дый из них — имам для собственной души, извлекая из нее то, что он сочтет необходимым, и выдавая его за обоснованные мысли и доказательные доводы.»

    1. Подмена религиозных ценностей. Фактически, «Нахдж-уль-Балага» предостерегает человечество против наступления эпохи современного неолиберализма, когда религиозные идеалы, дающие душе и личности истинную свободу, оказываются попраны, но вместо них всеми силами и средствами отстаиваются приоритеты и свободы, позволяющие презирать Богом установленную нравственность и отрицать само бытие Всевышнего Создателя (Хутба 103):

«И это — времена, когда не спасется в них никто, кроме как всякий верующий спящий, «если замечен, то не-узнаваем, если скрылся, то не ищется, они суть светильники праведного руководства» и знамена ночных путешествий, не клеветники и не сплетники, они суть те, кому раскроет Аллах врата Своей милости и кого оградит от тяготы Своей мести.

О люди, придет к вам время, когда Ислам будет опрокинут, как опрокидывается сосуд со всем, что в нем. О люди, истинно, Аллах помог вам в том, что Он вас не притеснил (ни в чем), но не помог в том, чтобы вы не были подвергнуты испытаниям, и так сказал Всевышний, могущественнейший из говорящих: «Истинно, в этом — знамения, и, истинно, Мы — Испытующие» (Коран 23:30).»

    1. Необдуманная налоговая политика, ведущая к разложению правящей верхушки и губящая на корню благосостояние народа, национальное производство и обороноспособность государства (письмо 51, адресованное сборщикам налогов):

«От раба Божьего Али бин Аби Талиба, Повелителя Верующих, сборщикам налогов

Поистине, тот, кто не остерегается того, к чему следует, не приготовил для души своей ничего, способного защитить ее. И знайте, что возложенное на вас — легко, а воздаяние за него — велико, и если бы и не было в запрещенных Аллахом бунтарстве и вражде наказания устрашающего, воздаяние за оставление его было бы столь щедрым, что не было бы извинения этим пренебрегающему. Поступайте с людьми справедливо, поступайте в нуждах их терпеливо, поистине, вы — казначеи народа, доверенные люди общины, посланники имамов. Так что никого в нужде его не оставляйте, от удовлетворения ее их не отстраняйте и не продавайте ради сбора налогов с людей ни их зимней, ни их летней одежды, ни скота их, на котором они работают, ни рабов их, и не бейте никого кнутом ради дирхема, и не трогайте собственности никого из людей, будь он молящийся (мусульманин) или заключивший с вами договор, только если найдете лошадь или оружие, предназначенные для вражды с мусульманами, ибо не надлежит мусульманам оставлять это в руках врагов Ислама, дабы имели они против него преимущество. Не отказывайте себе в получении доброго наставления, с солдатами проявляйте доброе поведение, помощью подданным не пренебрегайте, религию Аллаха укрепляйте, стремитесь по пути Аллаха, как это предписано вам, а Аллах — Преславен Он — призвал нас и вас быть благодарными настолько, насколько только можем, и в Его деле споспешествовать настолько, насколько это в наших силах, и нет мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Могучего.»

И также, в письме 53: «И следи за сбором земельного налога, чтобы в благополучии пребывали податели его, поскольку в их благополучии, как и в благополучии этого дела, состоит благополучие всех остальных, и не наступает для остальных пора благополучия иначе как через них, поскольку все люди зависят от земельного налога и его подателей (т.е. от тех, кто возделывает землю. — Т.Ч.). Да будет взор твой на возделывание земли более проникновенным, нежели за сбором податей, поскольку эти не собираются иначе как через земледелие, и кто требует податей без возделывания земли, творит разрушение в своей стране, творит уничтожение среди рабов, и не устоит его правление, иначе как на короткое время. И если пожалуются они тебе на трудность или болезнь, или на засуху, или на половодье, или на переменчивость земли — от половодья к засушливой жажде, тогда облегчи им бремя податей настолько, насколько считаешь достаточным, чтобы исправить положение их. И да не будет для тебя обузой данное им облегчение, ведь это — [доброе] вложение, что возвратят они тебе, когда земля будет возделана, когда страна твоя устремится к процветанию, и вместе с тем найдешь ты у подданных уважение и признательность их за установление справедливости.»

    1. Отсутствие фактического равноправия, когда, перед лицом видимого равенства подданных государства перед законом, правящие элиты монополизируют доходы от национальных богатств и не допускают широкие массы народа к их распределению. Все это приводит к гражданской нестабильности и конфликтам, как следствие — к ослаблению государства. Письмо 53, адресованное Малику Аштару, говорит, обращаясь к нему конкретно и к любому гипотетическому государственному деятелю вообще:

«И да будет предпочтительным для тебя поведением равенство в правах соблюдать, справедливость непредвзятую являть, интересы всех своих подданных соблюдать, ведь всеобщее недовольство аннулирует довольство избранных, в то время как недовольство избранных простительно во имя всеобщего блага. И никто из подданных не тяжелее обузой для повелителя во дни отдохновения, не бесполезнее во дни испытания, не более неприязнен к справедливости, не более стяжателен в отношении отличий, не более неблагодарен, когда его одаривают, не менее недоволен, когда ему отказывают, не более слаб, когда наступают тяжелые времена, нежели вельможи. И ведь, поистине, столпы религии, сила мусульман, защита от врага — простой народ [нашей] общины; так да будет стремление твое к ним, и забота твоя [прежде всего] о них!»

    1. Система тотального доносительства и слежки за гражданами, широко внедряемая в целом ряде «прогрессивных» западных держав современного мира, была также предсказана в «Нахдж-уль-Балага». Имам (А) говорит о том, что подобные меры не только не способствуют укреплению национальной безопасности, но, порождая в подданных недоверие, отсекает саму возможность конструктивного диалога и сотрудничества между народом и властью (Письмо 53): «И да будет отдаленнейшим от тебя среди твоей паствы, и худшим из них в глазах твоих тот, кто наиболее любопытен в отношении чужих недостатков, ибо — да, у (всех) людей имеются недостатки, а их наместник наиболее подходит для того, чтобы покрывать их. И не пытайся раскрыть то, что было сокрыто от тебя из их числа, но на тебе — обязанность очищения того, что было явлено (из их числа), и Аллах рассудит о том, что было от тебя сокрыто, так покрывай тот позор, что в силах, чтобы покрыл Аллах из твоих (недостатков) те, что желал бы сокрыть ты от своих подданных. Развяжи всякий узел людского гнева и отрежь от себя корень всякой вражды, и закрой глаза свои на все, что не очевидно тебе, и не спеши верить сплетнику, ведь сплетник — лжец, хоть и представляется доброжелателем

    2. Тираническая власть, рядящаяся в тогу демократии, стремится опираться на тех советников и помощников, которые лишены силы воли, легко предсказуемы и управляемы в силу личных недостатков, первый из которых — алчность. Имам прямо говорит о том, что подобная система управления имеет в основе своей преклонение перед ложным авторитетом, как правило, подменяющим собой авторитет Божественного Откровения и его выразителя на земле — имама своего времени (письмо 53): «И не включай в число своих советников ни скаредного, который станет ограждать тебя от щедрости, предрекая тебе бедность, ни труса, который в делах твоих внушит тебе слабость, ни алчного, что приукрасит тебе стяжание (богатства) через зло, ведь скаредность, трусость и алчность — [хоть и] разные страсти, но единят их злые помыслы об Аллахе».

И далее, в том же письме: «Затем взгляни на дела своих наместников, и используй их после испытания, и ничего не вручай им на попечение на основании их приближенности к тебе или симпатии, ведь эти две вещи — скопище всех видов преступления и предательства. Избери из их числа людей опытных и скромных, из семей благочестивых, из родов, что в Исламе — давнишние, ведь они нравом — самые благородные, манерами — самые достойные, жадностью менее всех обуянные, о последствиях деяний более других прозорливые. Затем — даруй им щедрое вознаграждение, ведь в этом — сила для душ их исправления, чтобы не взирали они на те средства, что вверены им на попечение, и будет это против них доводом, если отступятся от твоего повеления, не оправдают оказанного им доверия. Их дела ты тоже проверяй, и глаза свои из числа людей правдивых и доверенных среди них имей, ведь тайное твое за ними наблюдение должно подвигнуть их на то, чтобы блюсти оказанное доверие и быть любезными с подданными. И остерегайся помощников: если протянет один из них руку к предательству и засвидетельствуют тебе об этом все твои, как один, наблюдатели, должно быть тебе достаточно этого свидетельства, и нашли на него телесное наказание, и взыщи за то, в чем допустил он преступление. Затем поставь его на место унижения, запиши имя его в числе предателей, закуй его в ошейник позора за его нарушения.» Применительно к реалиям нашего Российского государства, мы лишь в последние годы наблюдаем успешные попытки внедрения законодательных реформ, направленных на противодействие коррупции чиновников, в духе заповедей, изложенных имамом почти полторы тысячи лет назад.

    1. Отсутствие объективной и беспристрастной судебной системы — бич не только развивающихся государств. Политически ангажированные судьи и конъюнктурно мотивированные решения — явление, вполне характерное для современного «цивилизованного» мира. Имам говорит по этому поводу (письмо 53): «Затем выбери для того, чтобы рядить меж людьми, достойнейшего из своих подданных, такого, чтобы дела не вызывали у него стеснения, не гневили его препирания, чтобы не было у него в ошибочном суждении настойчивости, чтобы не приходилось жалеть ему о правде, когда узнает ее, и чтобы душу свою не питал он жадностью, чтобы не довольствовался общим пониманием вместо глубокого, чтобы мог более других противостоять сомнениям, чтобы мог лучше всех доводы приводить, чтобы меньше всех желал он склоки заводить и при раскрытии дел чтобы мог он терпеливее всех быть. Чтобы был самым бесстрашным, когда время суждение выносить, уважение не должно его с толку сбить, восхищение не должно в сторону уводить — а такие люди немногочисленны! Затем — почаще решения его проверяй и будь щедрым с ним в вознаграждении, чтобы лишить его повода прибегать к другим людям для удовлетворения своих нужд. И даруй ему при себе место, которого не вожделеет никто другой из твоих приближенных, чтобы оградить его от посягательств людей, что тебя окружают. И взгляни на это взором проницательным, ведь религия эта, поистине, была пленником в руках злодеев, что в ней по страстям своим поступали, благ мирских от нее стяжали

    2. Особого внимания заслуживают экономические законы, касающиеся товарооборота и накопления денежной массы, инфляции и процентного роста. Детально, как уже отмечалось, исламская экономическая модель рассмотрена аятоллой доктором Мухаммадом Бакир-ус-Садром (Р) в труде «Наша экономика», перевод которого на русский язык, выполненный в силу моих скромных возможностей, я также хотел бы представить на суд читателей. Возвращаясь же к словам имама Али (А), в том же 53 письме по этому поводу также говорится достаточно подробно: «Вот, также прими наказ мой о торговцах и ремесленниках и давай им совет добрый: всем, от сидящего [за прилавком] и торгующего [караванами; добро свое вкладывающего в торговлю] до руками своими трудящегося, ведь они — источники прибыли, добытчики провизии, которую они из земель отдаленных добывают, на суше и на море, на равнинах и в горах, через которые люди не могут [к вам] перейти и до которых не в силах дойти, и они — люди мирные, с их стороны не стоит бунта опасаться, и спокойные, не стоит от них предательства ожидать. И следи за делами их как в присутствии твоем, так и на окраинах страны твоей. И знай вместе с тем, что во многих из них (торговцев) поселилась узость мерзостная и жадность уродливая, накопительство ради прибыли и сговор в продажных ценах, и это — врата убытка для всех и нарушение, допущенное повелителем. Запрети же им накопительство, ведь Посланник Аллаха — да благословит Аллах его и его род и да приветствует — запретил его. И пусть будет торговля торговлей ровной: по весам справедливости, по ценам, не причиняющим обиды ни одной из групп — ни покупателям, ни продавцам. Кто же будет накопительствовать после твоего запрещения, то тому преподай урок, но не преступай меры в наказании

    3. Отсутствие социального обеспечения неимущих слоев — также потенциальная причина многих кризисных ситуаций в обществе и государстве. Имам Али (А) говорит (там же): «Затем — во имя Аллаха, Аллаха — подумай о нижнем слое, из тех людей состоящем, что средствами не располагают: из обездоленных, в нужде пребывающих, бессребреников несостоятельных, поскольку есть в этом слое недовольные (можно понимать и наоборот — довольствующиеся своей участью) и милостыню просящие, так сохрани во имя Аллаха то, что обязал Он тебя сохранить из того, что надлежит им от него, и дай им надел из своей казны и надел из земли, захваченной мусульманами как трофей в каждой стране, и дальнему из них надлежит то же, что и ближнему, и все они -те, чьи права вверены на твое попечение. И пусть твое высокое положение не отвратит твоих от них помышлений, ведь не будет тебе извинения за малых дел оставление в том, что большими и важными делами ты был занят. Так что заботы своей о них не прекращай и лица своего от них не отвращай. И следи за делами тех из них, кто к тебе не приближается, поскольку пред очами облик их неприятен и люди их унижают. И препоручи их на доверие людям своим из числа богобоязненных и умеренных. Они доведут до тебя их дела, ты же поступай с ними так, чтобы иметь оправдание в день, когда встретишься с Аллахом, ведь, поистине, эти среди всех подданных более нуждаются в справедливом обращении, хотя проси у Аллаха дозволения всем оказывать справедливое обращение. И прояви заботу о сиротах и тех, кто слаб из-за преклонного возраста, не имеющих средств к существованию, и кто при этом просить для себя не в состоянии. Это тяжело для попечителей, однако такова и всякая обязанность. Но облегчает ее Аллах для тех, кто стяжает себе загробное воздаяние, и проявляет терпение, и убежден в правдивости обетованного им Аллахом.»

    4. Далее, развивая тему псевдоэлитарности, искусственного расслоения общества и отрыва власть предержащих от масс народа, имам Али (А) пишет своей рукой (письмо 53): «А после этого — вот, не затягивай свою удаленность от подданных, ведь в удалении повелителей от подданных — проявление узости мышления и неведения о делах, и отстранение от них также не дает им узнать то, что надлежало бы, но осталось сокрытым, так что начнут они большое малым считать, а малое слишком величать, доброе уродливым, а уродливое добрым почитать, смешивая истину с ложью. Ведь повелитель — человек и не ведает тех дел, которые люди от него скрывают, а у истины нет поверхностных признаков, которые позволили бы сразу отличить правду от лжи. Ты — один из двух типов людей. Либо ты посвящаешь себя соблюдению прав, — так в чем польза от твоего уединения, когда обязался ты права соблюдать и благородные поступки совершать? Или стал ты жертвой скаредности — и тогда люди скоро перестанут просить тебя о чем-либо, когда разочаруются в этом! Хотя во многих нуждах людских, тебе представляемых, нет тебе трудности, как, например, в жалобах на притеснение или требование справедливости в обращении.» Далее: «Если помыслят подданные о том, что ты своевольничаешь, то приведи им свои доводы обратного и отврати от себя подозрения объяснением, ведь в этом — и для души твоей собственной упражнение, и с подданными — любезное обращение, и оправдание, которое даст им в истине уверение ради цели твоей достижения.» И далее: «Остерегайся самодовольства, остерегайся полагаться на то, что тебе в себе нравится, и любить восхваления, поскольку это — лучшая для шайтана возможность стереть все доброе, что было в тебе от человека добродетельного.

Остерегайся выставлять напоказ перед подданными свои добрые качества, берегись бахвалиться своими деяниями или обещать им, а затем выполнять обратное, — ведь выставление напоказ уничтожает добродетель, бахвальство гасит свет истины, вероломство навлекает ненависть Аллаха и людей, как сказал Аллах Всевышний: «Весьма ненавистно пред Аллахом то, что вы говорите, но не соблюдаете» (Коран 61:3).»

Такова, вкратце, картина, изложенная в «Нахдж-уль-балага» касательно модели правления по имаму Али (А). Имам (А) противопославляет данную им идеальную модель закоснелому в невежестве и джахилийских предрассудках правлению Муавии (да проклянет его Аллах!) в адресованном тому письме (письмо 65 в «Нахдж-уль-балага»): «Да убережет Аллах от того, чтобы ты имел власть над мусульманами после меня, во внутренних делах или внешних, или чтобы я поставил тебя хоть над одним из них на основании указа или договора! Сейчас же обратись к душе своей и следи за нею, ибо если продолжишь бесчинствовать, покуда не восстанут на тебя рабы Аллаха, дела твои запечатаются и отказано будет тебе завтра в том, что сегодня у тебя принимается, и да будет с тобою мир.»

Отдельного исследования, разумеется, заслуживает и антипод рассмотренной модели — правление Муавии, как частный пример, и более общая концепция омейядовщины как системы ценностей, противоположным изложенным в модели алавитского правления. В рамках настоящего короткого доклада, однако, будет достаточным упомянуть, что выбор народа между одной или другой концепциями, фактически, служит предопределением явления или сокрытия от него назначенного Всевышним Аллахом лидера — справедливого имама нашего времени (да ускорит Всевышний Аллах его явление!). Возвращение к ценностям алавитского правления, таким образом, сегодня, в эпоху утраченного имамата, для нас становится актуальным как никогда, ибо определяет сроки наступления на земле золотого века Правды и Справедливости.


 

Тарас Черниенко,

11 июня 2014 г.