« Предыдущая Следующая »

Индустрия «Халяль»: новый гигант мировой экономики?

Прочитано: 740 раз(а)

Индустрия «Халяль»: новый гигант мировой экономики?

 В последние годы на мировых рынках мы наблюдаем тенденцию к уверенному росту популярности продуктов, сертифицированных маркой «халяль». Если речь заходит о продовольственных товарах, то в сознании покупателей этот стандарт качества давно уже прочно ассоциируется с экологически чистой, клинически безопасной, свежей, высококачественной продукцией. В этой связи читателям интересно узнать подробнее, какой смысл заложен в это слово и какие области охватывает: ограничивается ли исключительно продуктами питания, или распространяется и на другие сферы бизнеса?

Об этом и многом другом мы хотели бы поговорить сегодня с нашим собеседником — Марифом Нураддиновичем Алекперовым, мусульманским предпринимателем международного уровня, бизнес которого успешно развивается и в России, и в Турции, и охватывает самые различные области деятельности: от фермерского хозяйства до медицинского и делового туризма.

Мариф Нураддинович, не могли бы Вы вкратце раскрыть нашим читателям смысл термина «Халяль» (или, как его еще произносят - «Халал»)?

М.А.: Слово «Халал», или «Халяль» - арабского происхождения, и на языке оригинала означает «дозволенное», или «разрешенное». С приходом Ислама оно стало устоявшимся термином, обозначающим всю совокупность вещей, разрешенных мусульманским законом — шариатом. Однако, с самого начала следует оговориться, что потребителями халяльных продуктов и услуг могут быть все люди, независимо от вероисповедания.

Нам известно, что в Ленинградской области Ваше фермерское хозяйство «Муслим» занято производством мясной продукции, носящей такой сертификат...

М.А.: Совершенно верно. Понятие «Халяль», как я уже говорил, распространяется не только на продукты питания, но об этом подробнее я расскажу чуть позже. Что касается пищи, то здесь шариатом также предусмотрена необходимость соблюдения определенных норм религиозной ритуальной чистоты. Например, отказ от содержания алкоголя или искусственных добавок, которые можно было бы счесть имеющими психотропное воздействе, прочие нюансы в части ингредиентов, даже, например, метода выращивания чая: китайские производители сертифицируют по стандарту «Халяль» свою чайную продукцию, экспортируемую в исламские страны, например, Малайзию. Но, конечно же, в первую очередь речь идет об особом ритуале забоя скота, при котором, помимо произнесения обязательных молитв, требуется исключить любое застаивание в жилах убитого животного крови, а ее неизбежный естественный остаток не должен содержать адреналин. Конечно, древние религиозные книги не упоминают об адреналине напрямую, однако, мудростью Всевышнего предписано забивать животное мгновенно, таким образом, чтобы оно не успело испытать перед этим страх. В случае со свининой, увы, должного эффекта достичь не удается, более того, мясо свиньи содержит огромное количество вредного для человека холестерина, поэтому свинина никогда не может быть «халяльной» по определению.

То есть, помимо религиозных аспектов, клиническая польза халяльного мяса очевидна?

М.А.: Несомненно. Это подтверждено независимыми клиническими исследованиями со стороны ведущих врачей-диетологов мира. К счастью, в России, как и в упомянутом мною Китае (где мне доводилось бывать и обмениваться опытом с тамошними бизнесменами) сертификат «Халяль» является официальным, поэтому покупатели могут быть спокойны за экологическую чистоту приобретаемых продуктов. Если развить китайскую тему немного дальше, то, как мы знаем, эта страна — крупнейший рынок мира, в том числе — и для халяльных продуктов. 10 процентов населения Китая — мусульмане, пользующиеся покровительством государства в плане свободы вероисповедания. Поэтому практически в каждом студенческом общежитии для мусульман открыта халяльная столовая, а рестораны с голубыми флагами, свидетельствующими о мусульманской кухне, можно встретить на каждом углу не только в традиционно мусульманском Урумчи, но и в Пекине, Шанхае и многих других крупных городах. Халяльная продукция там пользуется успехом среди всей массы населения, независимо от вероисповедания, поэтому такие заведения в стране процветают. В европейских странах, где мне также приходится бывать неоднократно с деловыми поездками, халяльные рестораны и супермаркеты также встречаются повсеместно, будучи расположены не только в мусульманских кварталах и привлекая не только покупателей-мусульман. Полагаю, настало время перенять этот полезный опыт и в России — стране, которая всегда была открыта навстречу новому. Практически в каждый дом у нас вошли индийские карри и японские суши, - почему бы не прийти очереди халала, тем более что последний — это не просто вопрос вкусовых предпочтений, это — здоровье нации, будущего поколения. Предупреждение онкологических заболеваний, решение проблемы ожирения и продолжительности жизни, которые, в свою очередь, неизбежно положительно отразятся и на демографической ситуации в стране, и на общей производительности труда — разве это — не заманчивые перспективы, заставляющие всерьез задуматься над развитием этой отрасли?

Без всякого сомнения. И, раз уж мы перешли в нашей дискуссии на государственный масштаб, не могли бы Вы подробнее осветить другие аспекты бизнеса, к которым применим стандарт «Халяль»?

М.А.: Как и обещал, я перехожу к раскрытию более широких аспектов понятия. Как и любая другая мировая религия, Ислам представляет собой сложный морально-этический комплекс установлений, направленных на поддержание как физического, так и нравственного здоровья человека. Если, говоря о продуктах, можно сказать упрощенно: халяльно — это все, что чисто и полезно, то, говоря о бизнесе, можно также смело заявить: халяльно — это все, что нравственно.

Простите за некоторый сарказм, но в России, так недавно пережившей «лихие девяностые» и олигархическую «прихватизацию» львиной доли народного достояния, в сознании народных масс понятия «бизнес» и «нравственность» давно перестали соседствовать друг с другом.

М.А.: Увы, наша история переходного периода знает немало негативных примеров. Однако, любая религия учит тому, что за неправедно нажитое следует неминуемая расплата, тогда как честный рубль всегда благословен.

Многие, однако, весьма успешно пренебрегают этой заповедью.

М.А.: И совершенно напрасно. Вы сказали - «успешно», а так ли это на самом деле? Сказанное мной — это не просто метафизическая истина, касающаяся загробной жизни. Уже в этом мире человек, занятый разрушительной деятельностью, неизбежно опустошен духовно, не знает ни искренней дружбы, ни любви, ни уважения. Способный на подлость сам, он каждую секунду ожидает удара в спину от других. Да, иногда у таких людей водятся деньги, и немалые, но разве это состояние Вы назовете успехом? Да и вспомнит ли Россия, благодарный народ, таких людей добрым словом, каковым она вспоминает Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых?

Хорошо, Вы весьма красочно описали негативную сторону бизнеса в условиях «волчьего капитализма». Но каковы принципиальные отличия халяльного бизнеса? Разве он не ставит, как и любой другой, во главу угла получение прибыли? А коли так, как избежать того, чтобы цель оправдывала любые средства?

М.А.: Нет ничего грешного и постыдного в извлечении прибыли. Законная прибыль — двигатель экономики, мотор для производства и сферы услуг. Это — азбучная истина, и против нее мы не возражаем. Иное дело, когда блеск сиюминутной легкой наживы заставляет приносить в жертву завтрашний день. Простейший пример — кредитное рабство. Вы выдаете клиенту кредит под заведомо недооцененный залог. В конечном итоге, в случае невозврата долга, Ваша прибыль от реализации залога должна превысить ожидавшийся процент по возврату. Таким образом, кредитное учреждение, работающее по такому принципу, заведомо заинтересовано в разорении своего клиента, в лучшем случае — не проявляет никакой заботы о его бизнесе. Банки превращаются в экономических паразитов на шее предпринимателей-производителей. В свою очередь, рискованные азартные игры с ценными бумагами на бирже приводят к глобальным экономическим потрясениям, когда на волне кризиса уже сами банки лопаются как мыльные пузыри. Полагаю, сегодня нам не надо далеко ходить за живыми примерами.

А вот — альтернатива исламской экономики. Назовем ее также халяльной экономикой, с полным правом. Мусульманская религия запрещает как азартные игры (в том числе — биржевые), так и взимание ростовщического процента. Исламские банки имеют право лишь выступать соинвесторами своих клиентов, разделяя вместе с ними финансовые риски, прибыли и убытки. В конечном итоге, получить кредит в таком банке действительно сложно, его выдают лишь под серьезный бизнес-план. Однако, в результате, этот подход окупает себя, так как прибыль кредитного учреждения, выступающего в доле прибыльного перспективного бизнеса, многократно превышает фиксированную процентную ставку. С другой стороны, клиенты, выступающие с сомнительными бизнес-планами, не получив одобрения на выдачу кредита, избавляют себя от перспективы неизбежного банкротства, получая возможность либо пересмотреть задуманный бизнес, либо поискать применение своим способностям в иной, более подходящей для них сфере. В любом случае здесь присутствует только прогресс и не наблюдается и тени паразитизма или авантюризма.

Если бы это в свое время поняли на Западе строители «цивилизованного капитализма»!

М.А.: Кстати говоря, ошибочно воспринимать Запад исключительно как очаг экономического консерватизма. В Великобритании, например, огромное число клиентов-немусульман предпочитают по указанным причинам мусульманские банки, а финансовые обороты последних исчисляются многими миллиардами фунтов и растут год от года в геометрической прогрессии.

Есть о чем серьезно задуматься и в России, в области правил, регулирующих деятельность кредитных учреждений. Однако, вернемся непосредственно к Вашему бизнесу. Мы уже поговорили о продуктах питания и финансовой сфере. Однако, Вы также известны своим туристическим бизнесом в Турции. Не могли бы Вы поделиться своими соображениями об этических началах в этой области? Или туризм — настолько устоявшаяся сфера, где все механизмы давно отрегулированы и нет места ни для чего нового? Расскажите, пожалуйста, попдробнее.

М.А.: С удовольствием. В Турецкой Республике моя компания «Земэксперт» занимается различными видами туризма — от делового до медицинского. Последнее направление настолько важно для нас, что для него выделено отдельное подразделение в виде дочерней компании - «Медэксперт». Говоря в общем, мы с Вами прекрасно понимаем, насколько тесно переплетаются между собой медицина и этика. В частности же, наша компания «Медэксперт» - пока единственная в своем роде, обеспечивающая клиентам полное сопровождение ассистант-компании, начиная с бесплатной подробной информации, получаемой еще дома по специально выделенным телефонным линиям с российскими номерами, и заканчивая решением сложных ситуаций на месте. В нашей экспертной команде (что отражено и в самом названии) работают специалисты высочайшего уровня в своей сфере — адвокаты, врачи с мировым именем, финансовые консультанты, маркетологи. Мы не просто помогаем подобрать идеальную клинику с учетом клинических показателей и одновременной оглядкой на бюджет, но и помогаем в таких случаях, в которых другие отказываются помочь: если, например, клиент остался без страховки по какой-либо причине, или если страховой случай не имеет места (например, несчастный случай в состоянии алкогольного опьянения). Мы всегда поможем найти оптимальное решение — и в финансовой, и в юридической составляющей. Полагаю, мы вправе гордиться и круглосуточным колл-центром, и ассистанс-компанией в целом, поскольку их деятельность отражает те же самые нравственные принципы отношения к человеку, о которых мы говорили с самого начала.

Мы ни в коем случае не связываемся с сомнительными авантюрными сделками, касается ли это качества медицинских препаратов, уровня обслуживания в клинике, квалификации врачей в оздоровительном туризме, или логистических и юридических операций в части делового туризма. Клиники, врачи, юристы — только высшего мирового уровня. Таков наш девиз. И, хотя изначально организация подобного бизнеса требовала серьезных вложений, со временем они начали оправдывать себя. Быть честным, в конечном итоге, всегда оказывается выгоднее. Это, по сути, и есть отражение принципа халяльности, или религиозной этики, в таком бизнесе, как туризм. Ну и, конечно, никогда не стоит забывать о благотворительности, Жертва на благие дела сама по себе является бесценным сокровищем перед лицом Создателя, поэтому жертва во имя добра для нас всегда останется ценнее любой прибыли, сколь бы высока она ни была. Мы помогаем детям-инвалидам и сиротам, инвалидам и ветеранам различных войн. Мы делаем это ради Всевышнего, не рассчитывая на какое-то ответное добро, однако, при этом всегда ощущаем Божье покровительство. В деловом мире для достижения успеха всегда необходимо оказаться в нужном месте в нужное время, переговорить и завести деловые отношения с нужными людьми. Здесь многое решает то, что обыватели привыкли именовать случаем. Для нас же это — закономерность. Всегда делайте добро, и люди в ответ с добром потянутся к вам.

Так что, подводя итог сказанному, можно смело сделать вывод о том, что халяльный бизнес неизменно сопряжен с понятиями успеха и прогресса. Со временем, полагаю, очень скоро, бизнес, нераздельно связанный с моралью и этикой, будет доминировать в деловом мире. Так что мы уже сейчас можем смело констатировать: «Халяль» - это имя нового зарождающегося гиганта мировой экономики.

Огромное спасибо за предоставленную Вами исчерпывающую и полезную информацию. Мы прощаемся с Вами до новых встреч, с надеждой на продолжение интересного, содержательного разговора.

М.А.: Спасибо и до новых встреч.